Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Дальнейшее
развитие многоголосия у французских мастеров XIV века показывает, что Филипп де Витри не просто
экспериментировал на свой вкус, разрабатывая принципы изоритмического мотета,
но в большей мере верно уловил художественные тенденции своего времени.
Историческая
роль Гийома де Машо намного более значительна. Строго говоря, без него во
Франции вообще не было бы Ars nova. Именно его
музыкально-поэтическое творчество, обильное, оригинальное, многожанровое, и
сосредоточило в себе главнейшие особенности этой эпохи. Филипп де Витри двигался
в направлении к ней, успел выразить некоторые характерные ее черты. Следующие
за Машо поколения композиторов уже находились на переломе от эпохи Ars nova к иным временам и течениям. Машо стоял в центре
эпохи, воплощал ее. В его искусстве как бы собраны важные линии, проходящие, с
одной стороны, от музыкально-поэтической культуры трубадуров и труверов в ее
давней песенной основе, с другой же — от французских школ многоголосия XII—XIII веков.
99
Однако
Машо совсем не повторял своих предшественников. Сама песенность как таковая,
вошедшая в его искусство и непосредственно и в различных преломлениях,
получила у него новый отпечаток индивидуального творчества, усложнилась,
утончилась, преобразилась. Развитое многоголосие школы Нотр-Дам представляется
всего лишь простой и ясной юностью этого рода искусства в сравнении с мотетами
и балладами Машо, изысканными мелодико-ритмически, сложными в соотношении
голосов (тенденции полимелодизма) и принципах формообразования (изоритмия).
Казалось бы, так легко поэтому объявить его творчество рассудочным, а
произведения его — всего лишь «построенными», сконструированными по
бесстрастному расчету. У Машо, конечно, мало непосредственности и открытой
экспрессии (к тому же это и не в духе его времени, когда поэзию считали «второй
риторикой»), но отказать ему в выразительности, в образности никак нельзя.
Только выразительность эта — новая, иная, чем, например, в лирике трубадуров,
более индивидуальная и утонченная, более интеллектуальная по своему
побуждению. Это как раз и есть свойство Ars nova во Франции
— более, чем сами по себе технические ухищрения или частности формообразования.
Предыдущая Следующая