Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
творчестве Машо поэзия и музыка очень тесно связаны: он создавал музыку на
собственные стихи. Но далеко не все поэтические произведения его послужили
основой для музыкальных композиций: многие из них остались созданиями поэта.
Так, из двухсот с лишним баллад Машо на музыку положено всего сорок две. Порой
же он снабжал" свои крупные поэтические произведения музыкальными
вставками, как это было принято и ранее. Так, в его поэму «Лекарство Фортуны»
входят баллада, балладель, виреле, ронделе, ле и другие. Есть музыкальные
вставки и в поздней лирической поэме «Le Livre de Voir dit» Машо, обращенной к его юной возлюбленной Пероне д'Армантьер.
Масштабы
музыкально-поэтического творчества Машо при многосторонней разработке жанров,
самостоятельность его позиций, которая оказала сильнейшее воздействие на
французских поэтов, высокое мастерство музыканта — все это делает его первой
столь крупной личностью в истории музыкального искусства. Основное
противоречие в творческой деятельности Машо, которое современные исследователи
обнаруживают в его поэзии и которое нельзя не обнаружить в музыке, — это
противоречие между признанием чувства как важнейшего побуждения к творчеству и
взглядом на поэзию как на своего рода риторику (и то и другое высказано самим
мастером, художником Машо).
Творческое
наследие Машо более обширно и многообразно, чем у кого-либо из его
предшественников. К тому же оно и лучше сохранилось во многих рукописных
копиях, среди которых есть записи его сочинений, украшенные стильными цветными
миниатюрами. Машо создал 23 мотета, 42 баллады, 22 рондо, 32 виреле, 19 ле,
ряд канонов, а также мессу. Если мотеты у него трех-четырехгрлосны, баллады
трех- и двухголосны, то в виреле явно преобладает одноголосие, а среди ле
только два неодноголосных. Таким образом, Машо отнюдь не игнорировал и
песенно-монодическую традицию. Свои каноны он обозначал как «chasse», но помимо того принцип канона можно встретить и в
других его произведениях.
Казалось
бы, в одноголосных виреле и других формах явно песенного (даже
песенно-танцевального) происхождения и склада Машо наследует труверам. Но это
проявляется главным образом в структуре целого, в чередовании, например, двух
музыкальных построений, связанных с тождественными или рифмованными строками
(как было у трубадуров и труверов), в четкости каденций
Предыдущая Следующая