Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
101
каждого
построения, порой и в компактности формы. Что же касается характера мелодики,
то она сплошь и рядом отдаляется от песенности и тем более от склада
песни-танца. Даже несложные образцы виреле, при лаконизме формы и силлабичности
движения, следующего за текстом, кажутся у Машо изысканными в самой своей
простоте: такова изящная гибкость мелодики, легкая пластика ее синкоп (пример
35). Сквозная
композиция ле (такой она была и у трубадуров) тем более дает композитору
простор для развертывания широкой, необычно изысканной, даже прихотливой
мелодии, с ее томными кадансами и лейтритмическими фигурами (триоли),
проходящими сквозь всю композицию (пример 36). Примечательна у Машо и трактовка
так называемой «complainte» (жалобной песни, плача).
Этот вид одноголосной песни в принципе опирался на старые бытовые традиции
похоронных плачей, известных во Франции и у других народов (lamento в Италии). Быть может, и Машо стремился в некоторой
мере следовать подобным образцам, передавая, например, скорбные возгласы в
напряженном мелодическом движении одной из complaintes. Однако целое получилось у него тем более
индивидуальным в своей утонченно-экспрессивной манере, явно нарушающей
несколько объективный тон лирики его времени. Таким образом, даже небольшие
одноголосные произведения становятся у Машо образцами рафинированного
искусства.
Невелики
и четки по форме рондо (песенного происхождения) у Машо. В стихотворной строфе
восемь строк чередуются в таком порядке: abcadeab. Музыкальная же композиция состоит всего из двух
построений, которые образуют несколько иную последовательность: АВАААВАВ,
причем целое складывается по тому же принципу, который действовал у трубадуров
и будет действовать еще долго в песенных формах. Эти скромные, даже узкие
музыкальные рамки не стесняют поэта-композитора. Его внимание в данном случае
направлено не на структуру целого: она, так сказать, задана жанром. Он полностью
сосредоточен на мелодическом движении, на соотношениях голосов, на эффектах
отдельных созвучий. В зависимости от задачи, поставленной в том или ином
произведении, он избирает и совокупность выразительных приемов. К тому же для
Машо музыкальная композиция всегда была частью музыкально-поэтического синтеза.
Обращаясь к песенным формам, он стремился своей музыкой еще более скрепить и
внутренне объединить поэтическую строфу, поскольку пяти различным строкам (при
повторениях их восемь) соответствуют всего два музыкальных построения.
Предыдущая Следующая