Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Но
это еще не все. Машо идет гораздо дальше трубадуров во внутреннем наполнении
этой скромной формы. Создавая двух-и трехголосные рондо (мы встречали их и у
Адама де ла Аль), Машо — если бы он ограничил себя силлабикой — мог бы удовольствоваться
весьма скромным объемом композиции в 10—12 тактов. Но он местами широко
распевает свой текст в масштабе тридцати
102
и
более тактов. Тем самым он как бы эмоционально приподнимает каждую поэтическую
строку, сообщает ей большую одухотворенность-, раскрывает тонкость и
необычность высказанного чувства. Музыка была очень н уж н а Машо-поэту. Его
стихи зачастую риторичны и совсем не ярки даже при их изяществе. Музыка много
полнее, индивидуальнее и с более мягкими тонкими нюансами, чем они, говорит как
будто о том же; тема одна, но образность поэзии Машо значительно беднее, чем
образность его музыкально-поэтических средств и приемов, применяемых в малой
форме песенного рондо.
Обратимся
к наиболее простому двухголосному рондо «Cinс, un, trez» («Пять, один, тринадцать», пример 37). Произведение это небольшого
объема (два построения по 18 и 13 тактов), текст местами широко распет (при
силлабическом изложении было бы 6 и 4 такта), мелодия грациозна, чуть изломана,
ритмически прихотлива — соединение утонченности выражения и ювелирной работы.
Нижний голос — всего лишь гармоническая основа (скорее всего — на
инструменте), за исключением 7,17 и 23 тактов, где ему поручена одна и та же
синкопированная попевка. Индивидуальную остроту музыке придают такие частности,
как синкопы в высоком регистре, возвращение необычных попевок (своего рода
лейтмотив, см. такты 4, 6, 15, 27, а также 12, 26, 30), трехкратное
подчеркивание вершины, взятой скачком (си-бемоль), и, вне сомнений, резко
диссонирующие созвучия (септима в тактах 10, 12, 13, 16, 28, 29). Построения А
и В не контрастируют одно другому, их связывает интонационно-ритмическая
общность. Этому служат, помимо перечисленных приемов, и иные общие
интонационные зерна как в верхнем, так и в нижнем голосе.
В
других, чуть более сложных образцах рондо (трехголосных, большого объема)
действует и несколько иная сумма приемов. При трехголосии активнее становятся
нижние голоса, как бы скрепленные каждый своим интонационным единством. Порой
они скорее инструментальны, чем вокальны. Но самым существенным остается
стремление поэта-композитора найти выразительны"! облик мелодии, в
соответствии с поэтическим замыслом расставить ряд острых акцентов, придающих
индивидуальный отпечаток музыке, и скрепить музыкальное целое характерными
интонационно-ритмическими зернами. С удивительной последовательностью
проведены, например, сходные или близкие попевки в верхнем голосе рондо «Se vous n'estes». Они прочно
объединяют оба построения А и В и определяют выразительный смысл целого. В
отличие от предыдущего рондо, с его томными сомнениями в любви, данное
произведение проникнуто духом любовной шутки, игры — и с этим связан легкий
характер подвижной мелодии.
Предыдущая Следующая