Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Впрочем,
и среди рондо у Машо встречаются примеры решения особых формальных задач,
своего рода фокусов музыкальной композиции. Таково его рондо «Мой конец — мое
начало», которое основано на повторении всей музыки — нота за нотой — в
обратном порядке.
103
Рассмотренные
нами тенденции в создании малой музыкально-поэтической формы, по существу,
действуют у Машо и в масштабе более крупных многоголосных произведений, где
они, однако, соединяются с совокупностью других приемов и в новом контексте
порой изменяют или Даже отчасти утрачивают свой прежний художественный смысл.
Особенно заметно все это на материале мотетов. В отношении к
поэтическому тексту и в понимании структуры целого они решительно отличаются от
песенных форм, как бы самостоятельно ни трактовал их поэт-композитор. В трехголосных
мотетах, например, не может быть и речи о внимании к поэтической строке,
как то было в рондо или виреле. Одновременно исполняется два разных текста в
верхних голосах, а нижний сформирован по принципу изоритмии на основе церковного
напева или мелодии светской песни. Поэт тут отступает, если не пасует перед
ученым музыкантом. Композиция целого в мотете, как мы знаем, не сдержана четкой
и компактной песенно-рондальной структурой. Мотет может разрастаться до любых
масштабов — при повторениях в нижнем голосе одной и той же ритмической формулы
по принципу изоритмии (порой также в уменьшении или других превращениях),
словно композитор создает вариацию за вариацией на ритмическое basso ostinato. Здесь Машо движется за Филиппом де Витри, развивая
его композиционные идеи. Из всего этого следует, что о музыкально-поэтической
выразительности в мотете можно говорить только условно, а композиция его в
целом не ограничена в своем развертывании какими-либо структурными рамками.
Сопоставим
два трехголосных мотета Машо, созданных на основе заимствованных мелодий,
идущих большими длительностями в теноре. В одном из них — «Se j'aim mon loial amy»
(«Если я люблю моего преданного друга») звучит в теноре популярная тогда
мелодия французской chanson «Почему меня бьет мой муж?»
(«Pourcuoy me
bat mes maris») — и, поскольку она дана в
увеличении, рамки композиции могут быть соответственно раздвинуты. Верхние
голоса много более подвижны, особенно триплум, который силлабически следует за
поэтической строкой. Средний голос движется медленнее и ведет самостоятельную
линию. Целое полимелодично, и каждый голос внутренне объединен своими
мелодико-ритмическими попевками.
Предыдущая Следующая