Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
основе другого мотета «Lasse! je sui en aventure» («Оставь! У меня приключение») лежит духовный напев «Ego moriar pro te» («Я умер бы за тебя»), который препарирован в
следующую ритмическую формулу из девятнадцати тактов:
Эта
формула повторена в теноре три раза в четырехчетвертном размере, а затем еще
три раза проходит в размере на три вторых. Как видим, это создает значительный простор
для развертывания формы по изоритмическому принципу: в мотете 77 тактов. В каждом,
из верхних голосов звучит свой текст, движение их полиме-
104
лодично,
и хотя верхний голос как обычно более подвижен и значителен, линия среднего
(мотетуса) тоже весьма самостоятельна. Примечательно, что тематически все три
текста (включая подразумеваемый текст тенора) какими-то эмоциональными гранями
соприкасаются между собой: любовная лирика подернута печалью, есть даже
упоминание о смерти (в партии мотетуса), а исходный напев в теноре начинается
словами «Я умер бы за тебя» 20. Впрочем, голоса движутся с такой
самостоятельностью, что некоторое эмоциональное единство, постигаемое из
текстов, не отражается на музыкальном звучании. Что же скрепляет и «держит»
форму целого, кроме изоритмии в теноре? Более всего — интонационно-ритмическое
единство верхнего голоса, осуществляемое примерно по тому же принципу, что в
песенных формах, например, в упомянутых рондо, но в гораздо более широких
масштабах композиции, и потому приводящее к некоторой монотонии. Элементы
изоритмии заметны и в ряде мелких построений в каждом из верхних голосов. По
существу, здесь возникают своего рода полифонические вариации на basso ostinato. Гармоническая сторона этого многоголосия не
позволяет говорить о какой-либо определенной тенденции. Еще много
квинто-октавных пустот, хотя созвучия и заметно обогащаются терцо-секстовыми
отношениями: все это в итоге половинчато. По соседству встречается и движение
параллельными квинтами и движение параллельнымии терциями в верхних голосах. Не
исключены, но редки острые диссонансы (созвучия секунды в верхних голосах).
Следует
признать в итоге, что при переходе от малой песенной формы к развернутой форме
мотета, вместе с творческими приобретениями (полифонизация многоголосного
изложения, крупные масштабы композиции, принцип остинатности) — композитор
несомненно терпит и некоторые утраты: блекнет индивидуальная, «самоценная»
вместе с поэтической строкой выразительность его изысканной мелодики, как бы
расплывается характер образности, малая, но завершенно-ясная форма целого
уступает место развернутой, умозрительно организованной (изоритмия), но в целом
малодинамичной композиции, без отчетливо выраженных внутренних функций ее
частей.
Предыдущая Следующая