Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Баллады
занимали наибольшее место в творчестве Машо — быть может потому, что в его
интерпретации они в какой-то мере соединили признаки одноголосных песенных форм
с приметами многоголосия, характерными для мотета, и встали, тем самым,
словно между песней и мотетом. От песенного происхождения баллада у Машо
сохраняла четкость формы во взаимоотношении стихотворной строфы и музыкальной
структуры, гармоничность внутреннего членения. С мотетом она соприкасалась в
разработке приемов развитого многоголосия, а также — в виде исключения — в
использовании не одного, а трех поэтических текстов (единич-
20 Библейский текст: оплакивание царем Давидом своего
погибшего сына Авессалома (см. также в связи со Священной симфонией Г. Шюца).
105
ные
тройные баллады у Машо). В целом его баллады достаточно разнообразны: от более
простых двухголосных до трехголосных канонических (по типу chasse), от чисто вокальных до вокальных (даже кантиленных)
с инструментальным сопровождением. Соотношение голосов в трехголосной балладе
близко мотету благодаря полимелодической тенденции. К тому же нижний голос
здесь менее связан с функцией медленной основы движения, не похож на cantus firmus, a более активно
участвует в общем трехголосном ансамбле, что создает наилучшие условия для полимелодического
развертывания. Действительно, трехголосие в балладах Машо очень тонко
разработано, мелодические линии, сплетаясь на близком расстоянии,
самостоятельны и графически пластичны, но фактура вместе с тем не отяжелена и
интонационно главное по выразительности в ансамбле всегда слышно, будучи еще
вдобавок оттенено гармонией, подчас не без остроты. (пример 38). В остальном мелодическое
движение, как и в других жанрах у Машо, проникается единством, родством или
сходством попевок. Встречается и ответное появление той же попевки а другом
голосе — зародыш имитации. Разработка полимелодического трехголосия в балладе
была, конечно, заслугой Машо. Вместе с тем нужно признать, что и двухголосные
баллады у него не менее выразительны — благодаря ничем не заслоненной мелодике
верхнего голоса, порой такой же гибкой, хрупко-лирической и поэтичной, как в
одноголосных произведениях (пример 39).
Предыдущая Следующая