Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Особое
место в творчестве Машо занимает его месса, созданная, по всей вероятности, для
коронации французского короля Карла V в
Реймсе в 1364 году. Она является первой в истории музыки авторской мессой —
цельным и законченным произведением известного композитора. Помимо нее от XIV века до нашего времени дошли еще три анонимные мессы:
из Турне, Тулузы и Барселоны. В каждой из них еще не ощутим определенный и единый
авторский замысел. Более ранние мессы были одноголосными. Напомним в связи с
этим, что месса как католическая литургия, обедня складывалась в течение ряда
столетий, чуть ли не с II по начало XI века. Основные ее неизменные части (наряду с ними
существовали чтения, возгласы и молитвы, сменяющиеся по различным дням
церковного года), составляющие так называемый ordinarium, представляли со времен Машо и далее главный интерес
для музыкантов, поскольку мыслились ими как единый цикл из пяти частей: Kyrie (Господи, помилуй), Gloria (Слава в вышних богу), Credo (Символ веры), Sanctus (Свят господь бог Саваоф), Agnus dei (Агнец божий). Машо стоит первым в ряду
многочисленных композиторов мира, создавших мессы; среди них были Гийом Дюфаи,
Жоскен Депре, Палестрина, Орландо Лассо, Бах, Бетховен...
В
четырехголосной мессе Машо нашла свое применение та же система приемов
многоголосной композиции, какая сложилась в других его сочинениях, прежде всего
в мотетах. В различных частях мессы выделен и различный склад многоголосия, то
106
полимелодического,
то аккордового (в Credo соединяется и то и другое).
Объединяющую роль выполняет григорианская мелодия, появляющаяся в теноре.
Структурная основа зиждется на применении принципа изоритмии (в нижних голосах)
точно так же, как во многих мотетах Машо. Аккордовые разделы удивительны
полнотой звучаний еще необычной для своего времени. Мелодическое развитие в
каждой из частей мессы основывается на интонационно-ритмической общности
характерных попевок, что мы наблюдали и в мотетах, и в балладах, и в рондо.
В
связи с мессой, как и в связи с другими сочинениями Машо, неоднократно вставал
в науке вопрос о возможном участии инструментов в их исполнении. Однако ответы
на него не выходят за пределы предположений. С одной стороны, перед нами памятники
музыкального искусства, в которых отсутствуют указания на те или иные
инструменты. С другой — многочисленные сведения об инструментах всех видов
распространенных повсюду в странах Западной Европы. Сам Машо ссылался на то,
что при дворе Яна Люксембургского в Праге применялось более тридцати видов
музыкальных инструментов. И все-таки вместо определенного ответа на
поставленный вопрос можно лишь очертить круг возможностей — не более. Вероятно,
в том далеком прошлом и в самом деле не было еще установившихся принципов,
сложившейся традиции, а существовали в музыкальной практике лишь очень
различные возможности включения тех или иных инструментов в исполнение
многочисленных произведений: дублирование вокальных партий, исполнение нижнего
или двух нижних голосов только на инструменте, наконец, переложение вокального
произведения для ансамбля инструментов.
Предыдущая Следующая