Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Впрочем,
как бы в принципе ни решался этот вопрос, для творческого наследия Машо он все
же не является первостепенным. Его искусство на всем протяжении прочно связано
с поэтическим словом — и вокальное начало в нем безусловно преобладает. История
именно вокального многоголосия и его форм в средневековой Франции достойно
завершается творчеством Машо как достижением своей вершины. После Машо, когда
его имя высоко чтилось поэтами и музыкантами, а влияние так или иначе ощущалось
теми и другими, у него не нашлось по-настоящему крупных продолжателей среди
французских композиторов. Они многому научились на его опыте полифониста,
освоили его технику, продолжали культивировать те же жанры, что и он (отдавая
явное предпочтение балладе над мотетом), но несколько измельчили, переусложнив
детали, свое искусство. Изысканность музыкального письма Машо зачастую
переходила у них в изломанность, утонченность выражения — в жеманство. Это
отчетливо проявляется, например, в балладе Якоба де Сенлеш на смерть Элеоноры
Арагонской (1382): в необычайной «извилистости» всех голосов, в дробности
ритмического движения, в искуссвенном сплетении
107
мелодических
линий, в какой-то странной манерности деталей и целого. Из других французских
авторов, действовавших еще в XIV веке,
назовем Требора, автора ряда трехголосных баллад, Солажа и Жана Вейана,
писавших баллады, рондо, виреле. Рядом с ними и непосредственно вслед за ними
работали композиторы, в творчестве которых уже обозначался перелом от эпохи
Машо к другим течениям XV века.
Непреходящее
значение эпохи Ренессанса для культуры и искусства Западной Европы давно
осознано историками и стало общеизвестным. У истоков литературы Возрождения, на
грани со средними веками возвышается гениальная личность Данте, а завершает
эпоху великий Шекспир, связывая ее с последующим развитием духовной культуры. В
истории изобразительных искусств проявление духа Ренессанса ранее всего
ощутимо в живописи Джотто; итоги же блистательного и мощного художественного
движения по-разному дают о себе знать в искусстве многих итальянских
живописцев, скульпторов, архитекторов во главе с Микеланджело, а также в
творчестве крупнейших немецких и нидерландских мастеров. Музыка эпохи
Возрождения, в свою очередь, представлена рядом новых и влиятельных творческих
школ, славными именами Франческо Ландини во Флоренции XIV века, Гийома Дюфаи и Иоганнеса Окегема в XV веке, Жоскена Депре в начале XVI столетия и плеядой классиков строгого стиля в итоге
Ренессанса — Палестриной, Орландо Лассо.
Предыдущая Следующая