Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Названные
имена выдающихся музыкантов — всего лишь единицы среди великого их множества,
ярко одаренных, пытливых, изобретательных, оригинальных, сложившихся в благотворной
художественной атмосфере Ренессанса. Это произошло отнюдь не одновременно в
разных странах Европы. В Италии начало новой эпохи наступило для музыкального
искусства в XIV веке. Нидерландская школа
сложилась и достигла первых вершин в XV, после
чего ее развитие все ширилось, а влияние так или иначе захватывало и мастеров
иных национальных школ. Признаки Возрождения отчетливо проявились во Франции в
XVI веке, хотя ее творческие достижения были велики и
бесспорны еще в предыдущие столетия. К XVI веку относится подъем искусства в Германии, Англии и
некоторых других странах, входящих в орбиту Возрождения. И все же со временем
новое творческое движение
108
стало
определяющим для Западной Европы в целом и по-своему отозвалось в странах
Восточной Европы.
Итак,
в музыкальном искусстве западноевропейских стран явные черты Возрождения выступают,
хотя и с некоторой неравномерностью, в пределах XIV—XVI веков. Для
всей этой эпохи в целом характерны непрестанное интенсивное д в и ж е н и е,
борьба, а порой и взаимопроникновение отдельных направлений, и все же она
обладает в итоге исторической цельностью именно как эпоха в истории духовной
культуры человечества. Соотношение Ренессанса и средних веков по-разному
оценивается историками искусства: одни отрицают даже существование
исторического рубежа между ними, другие, напротив, склонны игнорировать какие
бы то ни было связи между культурой Возрождения и предшествующих столетий. Для
новейшего искусствоведения капиталистических стран в значительной мере
характерна так называемая медиезизация Ренессанса, то есть стирание реальных
граней между подлинным Ренессансом как определенным историческим периодом и
собственно средними веками как таковыми. Однако прямо противоположная точка
зрения, полностью исключающая исторические связи Ренессанса с наследием средних
веков, тоже была бы не диалектичной, а следовательно, не правомочной в науке.
Художественная культура Ренессанса, в частности музыкальная культура, вне
сомнений не отвернулась от лучших творческих достижений позднего средневековья.
Новые художественные направления не только противопоставляли себя старым, но н
в известной мере развивали, преображая, например, полифоническую традицию
прошлого. Начало Возрождения в ряде стран (кроме Италии) в особенности трудно
отделить от того, что непосредственно ему предшествовало. Однако уже
возникновение ранней итальянской школы Ars nova, ход
дальнейшего развития и, более всего, итоги его в XVI веке всецело побуждают оценивать всю эпоху как особый
исторический период, знаменующий конец средневековья и переход к новому
времени.
Предыдущая Следующая