Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
«Это
был величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени
человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов
по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености» 2. Так
характеризует Энгельс, в частности, Леонардо Винчи, Альбрехта Дюрера, Лютера.
Мы могли бы в значительной мере распространить эту характеристику на некоторых
крупнейших представителей музыкального искусства, в первую очередь на Орландо
Лассо. Если многосторонность выдающихся музыкальных деятелей Ренессанса, в силу
их специфики, не столь очевидна, как у Леонардо или Микеланджело, то сила
мысли, страсть, характер, подлинная ученость в своем деле, вне сомнений,
присущи лучшим из них. Их творческая мысль одновременно и вдохновенна и остро
аналитична, что в высшей степени характерно именно для ведущих направлений в
музыкальном искусстве того времени.
Общепризнанные
свойства и черты духовной культуры Ренессанса, по-своему проявившиеся в
художественном творчестве эпохи, выразились, разумеется, тогда и в творческой
деятель-
1
М a p к с К., Э н г е л ь с
Ф. Соч., т. 20, с. 345—346.
2
Там же, с. 346.
111
ности
музыкантов ряда западноевропейских стран. Естественно, однако, что,
характеризуя «ренессансное начало» в специфически музыкальном его воплощении,
нам придется оценивать как общие определяющие признаки и тенденции
прогрессивного движения, так и особенности этого процесса именно в сфере
музыки.
Возросшая
и все возрастающая роль искусства в культурной жизни общества, при дворах
итальянских властителей, французских королей и герцогов, в кругах
гуманистической интеллигенции, во многих частных домах, в городском быту, в
церковных центрах, признание художественной образованности важной стороной
развития знатного человека, условием хорошего воспитания — все это оказалось
существенно в эпоху Возрождения едва ли не для любых видов
художественно-творческой деятельности. Но музыка среди них обладала, пожалуй,
особенно широкими возможностями общественного воздействия. Более других
искусств она была всепроникающей: неизменной частью быта простых людей,
достоянием многих групп странствующих по Европе музыкантов, нехитрым
развлечением в домашнем кругу скромного горожанина (пение, игра на лютне),
пышным и громко-звучным сопровождением больших придворных празднеств,
серьезной, проникновенной и „ученой" участницей церковного богослужения,
поэтически-изысканным, порою рафинированным искусством в кругах гуманистической
художественной интеллигенции, импульсивной, картинно-изобразительной,
внутренне театрализованной французской полифонической песней, современной
Рабле... Необычайно сложное мастерство многочисленных полифонистов XV—XVI веков, их
подлинная ученость, виртуозная техника не исчерпывали музыкальной
действительности: рядом, совсем поблизости существовало яркое и свежее
искусство итальянских лауды, фроттолы, вилланеллы, испанского вильянсико,
/многочисленных танцев и других местных жанров бытового распространения.
Взаимодействие „ученого", высокопрофессионального — и бытового,
популярного начал в музыкальном искусстве, по-своему столь важное для
средневековья, еще более значительно и специфично для эпохи Возрождения.
Предыдущая Следующая