Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Нет
сомнений в том, что гуманизм в его «возрожденческом» понимании влил огромные
свежие силы в искусство своего времени, вдохновил художников на поиски новых
тем, во многом определил характер образов и содержание их произведений. Для
музыкального искусства гуманизм означал прежде всего углубление в чувства
человека, признание за ними новой эстетической ценности. Это способствовало
выявлению и реализации сильнейших свойств именно музыкальной специфики. Вместе
с тем образное воплощение личности как нового человека, обладающего
самосознанием своей ценности, автономности внутреннего мира, свободного от
власти догм и схоластики, критически мыслящего, прекрасного духовно и
физически, естественно, не могло быть всесторонне доступным одному лишь
музыкальному
112
искусству.
Литература, поэзия с большей конкретностью и понятийной точностью раскрыли ряд
свойств этой новой личности; изобразительные искусства с большей пластичностью
и красочностью воплотили ее облик. Музыка же сочетала новое эмоциональное
начало со своеобразным выражением интеллектуализма в крупных полифонических
формах — таков был е е гуманизм.
Сугубо
личностное начало проявлялось в музыкальном творчестве далеко не на всех этапах
Возрождения. Оно было выражено со свежестью чувств на пороге нового периода, у
флорентийцев XIV века, с новой силой проступало
в XV у Дюфаи и Данстейбла и, после иных течений, явно
возобладало у итальянских мадригалистов в конце XVI столетия. Тем не менее в XV и XVI веках в
музыке крупнейших полифонистов очень многое определялось скорее внеличностным
характером образности и тематизма, словно они еще были связаны с художественными
традициями средневековья и представляли своего рода «готическую» струю в
искусстве Ренессанса. На самом же деле это в большой мере объяснялось и
условиями существования их искусства, общественной средой, в которой и для
которой оно возникало и действовало. Наиболее серьезные и крупные музыкальные
жанры того времени — месса, мотет — могли быть предназначены либо для церкви (в
мастерском исполнении хорошо организованной хоровой капеллы), либо (мотет) для
двора того или иного короля, князя, герцога (в художественной передаче
средствами придворной капеллы). Эта церковная или придворная по назначению
музыка не слишком располагала к выражению собственно личностного начала. Лишь
со временем, когда в гуманистических кругах сложилась иная эстетическая атмосфера,
лирика и драматизм получили более широкое и свободное воплощение сначала в
итальянском мадригале, а затем в ранних образцах нового жанра — «драмы на
музыке», то есть итальянской оперы.
Предыдущая Следующая