Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Хорошо
известно, что живопись и скульптура Ренессанса как тематически, так и
«территориально» были в большой мере связаны с церковью своего времени, хотя
сильнейшие художники внутренне и освобождались от этой зависимости. Серьезной
же музыке в крупных формах было попросту негде повседневно звучать, кроме
церковных капелл, обычно и возглавляемых лучшими ее создателями. Поэтому
неудивительно, что при всем внутреннем обновлении, «обмирщении», по-разному
характерном для художественного творчества в XV—XVI веках, музыкальное
искусство оказывалось еще не вполне свободным от воздействия церковной
идеологии.
Особо
стоит вопрос о возрождении античности как об одном из главнейших культурных
стимулов Ренессанса. Если это возрождение в принципе нельзя понимать буквально
(античность лишь вдохновляла художников, а ее мотивы и сюжеты были всецело
преображены в их творчестве), то для музыкального искусства оно имело в
действительности наименьшее значение. Подлинная музыка древних Греции и Рима
оставалась еще неизвестной дея-
113
телям
Ренессанса, а художественные образы и эстетические идеи античных авторов хотя и
привлекали внимание музыкантов-гуманистов (особенно в Италии), но реально
воздействовали на них по преимуществу на исходе эпохи: тому свидетельство —
«размеренная музыка» ("musique mesurée") авторов из круга академии Баифа, некоторые
опыты итальянских мадригалистов, хоры Андреа Габриели к трагедии Софокла
«Эдип», поставленной в Виченце в 1585 году, наконец зарождение оперы во
Флоренции. Таким образом, музыка в ряду искусств эпохи Возрождения занимала
несколько особое место как в силу ее специфики, так и в зависимости от условий
ее существования в обществе. Тем не менее она была искусством своего времени,
выражала его, испытывала характерные для него трудности и противоречия,
вырабатывала в соответствии с ним свой стиль, одерживала немыслимые ранее
победы и завоевывала новые творческие успехи. Одной из сильнейших сторон
музыкального развития европейских стран в XV—XVI веках было
заметное углубление связей между различными творческими школами и возникновение
новых, широкоохватных связей, особенно знаменательных для эпохи. История одной
лишь нидерландской школы весьма показательна в этом смысле. Само ее
формирование совершалось на основе синтеза достижений фламандских, французских,
итальянских, английских мастеров. В дальнейшем тех или иных воздействий этой
школы, завоевавшей огромный авторитет в Европе, в свою очередь не избежало, по
существу, ни одно из крупных творческих направлений XVI века. Нельзя не поражаться тому, как постоянно
поддерживалась эта атмосфера творческого общения между мастерами далеких стран
— в условиях трудных передвижений с севера на юг, с запада на восток, при
отсутствии нотопечатания в XV веке и еще
редких нотных изданиях в XVI. Да и вся
историческая обстановка в те времена была отнюдь не идиллической: войны,
междоусобицы, крестьянские восстания, династические столкновения, религиозные
распри, тяжелые эпидемии, вне сомнений, затрудняли далекие путешествия
музыкантов и, казалось бы, не располагали к тому, чтобы трогаться в путь без
крайней необходимости. И однако подавляющее большинство музыкальных биографий
того времени изобилует сведениями о передвижениях крупных мастеров из страны в
страну, об их работе то в одной, то в другой известной капелле, о частом
общении представителей разных национальностей и т. п. В итоге музыкальное
искусство эпохи Ренессанса характеризуется не только достижениями национальных
и местных (например, римской, венецианской и др.) творческих школ, но и
близостью (порою даже единством) важных творческих тенденций.
Предыдущая Следующая