Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
115
Большой
путь музыкального искусства, пройденный от XIV к концу XVI века,
отнюдь не был простым и прямолинейным, как и вся духовная культура Возрождения
не развивалась только и единственно по восходящей прямой. Опыт истории
итальянских городов, борьбы Нидерландов за независимость, многих событий во
Франции, Испании, Германии, Англии, религиозных войн, политики католической
церкви (особенно в условиях контрреформации) — все это отнюдь не побуждает
воспринимать Ренессанс как сплошной карнавал, пышное празднество или
осуществленную поэтическую идиллию какого-либо художника-гуманиста. Как
исторический переход от средних веков к новому времени, ставший именно
переворотом, Ренессанс означал героическую борьбу за новое общество и новую его
культуру. Духовные победы, одержанные в эту эпоху, великие ее художественные
свершения доносят нам через века ее немеркнущий свет. Но давались эти победы
ценой именно титанических усилий и путь к вершинам искусства изобиловал
трудностями, столкновениями старого и нового, средневекового и
возрожденческого. В музыкальном искусстве, как и в смежных областях,
существовали и своя «готическая линия», и свое, устойчивое и цепкое, наследие
средних веков. Лишь в итоге длительного развития творческие идеи Ренессанса
полностью возобладали — вопреки даже наступлению контрреформации.
К
новому рубежу музыкальное искусство западноевропейских стран подошло в
многообразии итальянской, нидерландской, французской, немецкой, испанской,
английской и иных творческих школ и одновременно при отчетливо выраженных общих
тенденциях. Уже была создана классика строгого стиля, шла своего рода
«гармонизация» полифонии, усиливалось и движение к гомофонному письму,
возрастала роль творческой индивидуальности художника, крепло значение музыки
быта и ее воздействие на профессиональное искусство высокого уровня, образно
обогащались и индивидуализировались светские музыкальные жанры (особенно
итальянский мадригал), к порогу самостоятельности приближалась молодая
инструментальная музыка. Все это XVII век
непосредственно воспринял от XVI — как
наследие Ренессанса.
Предыдущая Следующая