Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
ARS NOVA В ИТАЛИИ. Франческо Ландини
Итальянское
музыкальное искусство XIV века
(Треченто) производит в целом удивительное впечатление свежести, словно бы
юности нового, только возникающего стиля. Оно, по-видимому, не опирается на большие
профессиональные традиции предшествующего времени, во всяком случае они не
прослеживаются как конкретные и явственные. Музыка итальянского Ars nova, по всей вероятности, впитала лишь давние традиции
музицирования, столь крепкие в стране. Отсюда ее органичность, естественность,
сила и ясность воздействия. Существуют, впрочем, предположения о решающем
примере Франции уже для ранних
116
итальянских
мастеров. Некоторые современные исследователи ссылаются на поэтико-мелодический
опыт провансальских трубадуров, якобы усвоенный авторами итальянских баллат
Треченто. Другие выделяют значение французской полифонии XIII—XIV веков,
давшей, как полагают, образцы для итальянского многоголосия. Однако музыка Ars nova в Италии как раз привлекательна и сильна своей чисто
итальянской природой и своими отличиями от французского искусства того же
времени.
Как
уже отмечалось ранее, полифония французского Ars nova развивает богатые профессиональные традиции
средневековья и в этом смысле скорее примыкает к готике, чем представляет
Проторенессанс. Ars nova в Италии — уже заря Возрождения, его знаменательное
предвестие. Сама историческая обстановка в стране, предопределила именно такой
ход развития искусства в XIV веке. Новые
явления в музыкальном творчестве возникли в годы, когда создавались фрески
Джотто, когда творили Петрарка и Боккаччо, когда в поэзии утверждался
«сладостный новый стиль» («dolce stile nuovo»).
Центром творческой деятельности итальянских представителей Ars nova не случайно стала Флоренция, значение которой
оказалось первостепенным и для новой литературы гуманистического направления, и
— в большой мере — для изобразительных искусств.
Период
Ars nova охватывает XIV
столетие примерно от 20-х годов до 80-х включительно и ознаменован первым
подлинным расцветом светского музыкального творчества в Италии. С наибольшей
ясностью и чистотой (вне каких-либо сторонних воздействий) это выразилось
именно в Средней Италии, во Флоренции, о чем свидетельствуют многие
сохранившиеся произведения, созданные местными мастерами. Старинные нотные
рукописи содержат в общей сложности более пятисот светских вокальных композиций
(мадригалов, баллат и качч) — и всего лишь единичные части месс, возникших в
этой художественной среде. В некоторых собраниях записаны только немногочисленные
ранние мадригалы и каччи (кодекс Росси в Ватикане), в другие входит по 119,
185, 199 сочинений. Наконец, давно прославленный кодекс Скуарчалупи (во
флорентийской библиотеке Лауренциана) является богатейшим по составу: более
трехсот пятидесяти произведений. Антонио Скуарчалупи (ум. в 1479 году) был выдающимся
органистом Флоренции, его высоко ценили в кругах гуманистов, прославляли в
стихах. Он собирал нотные материалы XIV —
начала XV
века и сделал очень многое, чтобы
сохранить произведения композиторов Ars nova: благодаря
Скуарчалупи и другим собирателям той эпохи это наследие и вошло в историю. Само
их отношение к памятникам светского музыкального искусства, да еще и с
постоянной фиксацией имен авторов, было уже знамением своего времени.
Предыдущая Следующая