Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Для
итальянского Ars nova характерно бесспорное преобладание светских
сочинений над духовными. В большинстве случаев это образцы музыкальной лирики
или своего рода жанровые
117
пьесы
(например, качча — «охота»), хотя подобная тематика отнюдь не исчерпывает их
содержания: встречаются и шуточные, и мифологические, и басенные сюжеты, и даже
злободневно-полемические тексты. Начало лирическое или жанрово-бытовое роднит
эти произведения с современной им поэзией и новеллистикой, что вполне
естественно в пору Петрарки и Боккаччо.
На
протяжении XIV века музыкальный склад в
произведениях итальянских авторов заметно эволюционирует — от раннего,
несколько наивного двухголосия к простому и затем более развитому трехголосию.
Современные исследователи обнаружили, что трехголосие утверждается у итальянцев
в мадригале лишь после 1340 года, а в жанре баллаты — еще позднее. Впрочем, к
двухголосию итальянские композиторы охотно обращаются и тогда, когда уже
овладевают трехголосием. По-видимому, их музыкальное восприятие воспитано на
других основах в сравнении с традициями французских полифонистов. До XIV века в Италии существовали одноголосные популярные
произведения (среди них — лауды), широко практиковалось пение с
импровизированным сопровождением инструмента (быть может, и второго голоса).
Собственно чувство мелодии, мелодического движения, вообще монодии у
итальянских музыкантов оставалось обостренным и в периоды становления полифонии
и полифонических форм.
В
центре движения Ars nova высоко поднимается фигура Франческо Ландини,, богато
и разносторонне одаренного художника, который произвел сильнейшее впечатление
на передовых современников. К более раннему поколению принадлежит Якопо да
Болонья, Джованни да Фиренце (из Флоренции) или да Каша (Gascia, по названию местности), Гирарделло (или Гирарделус,
тоже из Флоренции), магистр Пьеро (или Пьеро да Казерта), Донато да Каша и
некоторые другие музыканты. Во времена Ландини появлялись также произведения
Никколо да Перуджа и более молодого их современника Бартолино де Падуя. Те
композиторы, которые последовали за ними, принадлежат уже переходному периоду
от Ars nova к направлениям XV века.
Предыдущая Следующая