Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Авторы
старшего поколения создавали в основном двухголосные мадригалы и баллаты, но
трехголосные каччи. Впрочем, Якопо да Болонья со временем обратился к
трехголосию и в мадригале. Главные особенности музыкального склада в ранних
образцах итальянского Ars nova сопряжены с выразительной ролью развитой, богатой и
пластичной мелодики, а также с непринужденным, не связанным жесткими правилами
характером двухголосия, допускающим «пустоты», параллельные квинты, порою
неприготовленные диссонирующие созвучия. Одно обусловлено другим: мелодия
ведет все за собой, а нижний голос, движущийся по преимуществу большими
длительностями, выполняет, так сказать, подсобную функцию (впрочем, и его
движение обладает своей плавностью). Композиция целого в мадригалах и баллатах
представляет собой разновидность типовой песенной формы, давно
118
известной
еще в средние века. Произведение членится на разделы (относительно или
полностью замкнутые) в соответствии с поэтическими строками и рифмами;
музыкальные разделы повторяются как со «своими» (первыми), так и с новыми
строками следующих строф текста, причем в мадригале ритурнель завершает целое
как новое единство музыки и текста, а в баллате последние строки стихов могут
звучать с первым разделом музыки. Простой пример музыкально-поэтического
членения находим в баллате Джованни да Фиренце (пример 40). Музыкальная композиция состоит из двух
больших разделов А и В (каждый из них имеет внутренние членения, подчеркнутые
каденциями). Поэтический текст расположен таким образом: первая, четвертая и
пятая пары строк исполняются с музыкой раздела А, вторая и третья пары — с музыкой
раздела В. Общее их соотношение в итоге может быть выражено схемой:
Музыка
|
А
|
В
|
В
|
А
|
А
|
Текст
|
А
|
В
|
С
|
D
|
Е
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Подобного
рода музыкально-поэтическая композиция с ее четкой расчлененностью в известной
мере близка к бытовым формам и менее характерна для развитых полифонических
жанров более позднего времени. Вместе с тем единство целого обусловлено здесь
отнюдь не только соотношением разделов и возвращениями их, но и самим
характером мелодического развития. Пластичная, как правило, мелодика мадригалов
и баллат может быть и более простой, более однородной внутренне (в упомянутой
баллате Джованни да Фиренце), и более сложной, ритмически изысканной,
многообразной, но ее естественное течение определяется последовательностью
развертывания целого из общих интонаций, попевок, из опевания близких звуков,
варьированного возвращения к уже звучавшему, словно кружения по спирали. И все
это звучит в итоге как кантилена — сильнейшее свойство итальянского дара.
Прекрасным примером такой развитой и выразительной мелодики может служить и
двухголосный мадригал Якопо да Болонья «Fenice fu».
Предыдущая Следующая