Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Качча
занимает особое место среди музыкальных жанров итальянского Ars nova, поскольку с самого начала в основе ее был положен
полифонический замысел (двухголосный канон с нижним контрапунктирующим ему
голосом). В творчестве композиторов старшего поколения качча обычно
присутствует, хотя примеров ее немного. У Ландини среди многочисленных
произведений есть всего две каччи. В дальнейшем качча совершенно отступает на
второй план, хотя среди произведений певца папской капеллы Николауса Дзахарие
находим интереснейший ее образец, датированный примерно 1420 годом.
Примечательно,
что полифонический склад каччи сложился под влиянием изобразительной природы
жанра: канон двух верхних голосов передает как бы оживление и динамику охоты,
119
погони
охотника за зверем, науськивание собак, веселую перекличку голосов, радостные
восклицания и т. п. Нижний голос не имеет текста и, по-видимому, является инструментальным
(порой со звукоподражаниями — например, фанфары охотничьих рогов). На примере
каччи Гирарделло „Tosto сhe l'alba" (пример 41) с ее ярким поэтическим
текстом хорошо прослеживаются особенности этого жанра, соотношение голосов в
ансамбле, ритмическая энергия целого, гибкое следование за текстом в каноне.
Замечено, что в качче каждый из голосов канона сообразуется по отдельности с
басом, а между собой верхние голоса могут и диссонировать вплоть до образований
малых секунд или септим на сильном времени. Из этого ученые заключают, что в
качче, возможно, было ранее два голоса — верхний и бас, а второй, канонический
был приписан впоследствии. Вряд ли! Если изъять из каччи канон — исчезнет и
суть жанра. Вернее было бы заметить, что закономерностью каччи стали различные
функциональные соотношения: 1) группы верхних голосов между собой (здесь в
быстром темпе и при активности движения допускалась большая свобода) ; 2)
одновременно звучащих голосов с инструментальным басом как общей основой.
Помимо
каччи отдельные полифонические приемы изредка встречаются и в других жанрах
того же времени. Так, у Гирарделло, который еще создавал и одноголосные
произведения, можно заметить имитации в начале мадригала. Соединение нескольких
текстов в мадригале или баллате (у Якопо да Болонья или Франческо Ландини)
роднит их со старым мотетом. У Пьеро из четырех мадригалов два — каноничны.
Предыдущая Следующая