Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
На
протяжении творческого пути Ландини склад его произведений в значительной мере
полифонизируется (что особенно заметно в мадригалах), каноны появляются только
в каччах, порой возникают имитации, нередко усложняется соотношение голосов
(хотя наряду с этим остается в силе и равноритмическое, силлабическое
изложение). Есть основания полагать, что Ландини в поздние годы испытывает и
некоторое влияние французской полифонической школы, что в свою очередь приводит
к большей ритмической изысканности многоголосия. В виде исключения мы найдем у.
него изоритмический замысел в мадригале («Si dolce non sono») или канон двух нижних голосов — как своего рода
сопровождение к верхнему голосу, главенствующему в ансамбле (мадригал «De! dinmi tu»).
Примечательно, что трехголосный мадригал «Musica son» является и трехтекстовым (как старинные мотеты) :
три достаточно самостоятельных голоса (самый малоподвижный — нижний) звучат с
тремя текстами одновременно. Некоторая изысканность этого изложения связана,
видимо, с темой произведения, прославляющего «сладостное и высокое» искусство
музыки. Все сказанное характерно именно для трехголосных мадригалов;
двухголосные у Ландини более специфичны для итальянского Ars nova, хотя и содержат порой имитации. Но как бы ни
развивалось искусство Ландини, как бы ни совершенствовалось его полифоническое
мастерство, ни обогащалась фактура его произведений, ряд определяющих признаков
его музыкального письма остается в силе.
На
первое место следует поставить у Ландини его мелодику: она почти повсюду несет
главный образный смысл. Она может быть более проста в следовании за поэтическим
текстом (как в песне), ритмически выдержана; может быть распевна, со своего
рода фиоритурами (в типично итальянской манере), или интонационно
драматизирована, или раздроблена на короткие фразы, словно поэтическая речь и
т. п. Многое при этом зависит и от соотношения ее с другими голосами. Так,
более простая мелодия в двухголосной баллате «Echo la primavera» строго и скупо поддержана нижним голосом (пример 42). Более развитая,
с распевами (на традиционных, вплоть до нашего времени, интонациях «вздохов»)
мелодия в двухголосной же баллате «Amor con fede» поддержана в басу более редкими для нее опорами, что отлично выделяет
и оттеняет ее фиоритуры, ее выразительные синкопы, всю ее тонкую эмоциональную
линию. Однако не всегда мелодия столь безраздельно господствует над другими
голосами. В большой трехголосной баллате «Muort' ormai» два
верхних голоса ведут как бы дуэт-диалог, отвечая один другому, дополняя друг
друга, поочередно выступая на первый план (пример 43). Эти смены происходят беспрестанно,
а бас поддерживает целое, не стесняя подвижности
Предыдущая Следующая