Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
мелодий,
не опасаясь образовывать порой параллельные квинты даже с верхним голосом.
Подобная роль баса, быть может, связана с тем, что он дублируется инструментом
или даже может быть полностью заменен им. Впрочем, басовый голос бывает у
Ландини и более развитым, более ощутимым в полифоническом ансамбле. Однако в
принципе это не умаляет ведущей роли мелодики, характерной для его творчества.
При
всех особенностях его эволюции, у композитора остается неизменным понимание
целостности музыкальной формы, как ясно завершенной, четко расчлененной,
пропорциональной в своих частях. Происхождение такой формы — бесспорно
вокальное, связанное со структурой поэтического текста. При различных общих
масштабах разделов обычно два раздела музыки, завершенные каждый каденцией,
соответствует пяти разделам (строкам, двустрочиям) текста порядка А В В А А.
Простота и цельность такой композиции, ее традиционно песенное происхождение
особенно привлекали Ландини к баллате: более 90% произведений написаны у него в
этом жанре, в который именно он ввел трехголосие. Членение на разделы (и внутри
их — на фразы) побуждало композитора маркировать его четкими каденциями с
завершающим созвучием октавы (или октавы с квинтой). Индивидуальный оттенок
приобрели у него заключительные интонации в мелодии: плавное нисходящее
движение от VII к VI ступени лада —
и от нее прямо к основному тону. После Ландини такая каденция получила очень
широкое и долгое распространение — и не только в Италии. Есть в ней что-то
мягкое, поэтичное, даже не вполне договоренное. Спустя века (в музыке
романтиков) эта интонация стала восприниматься как вопросительная.
В
мелодике Ландини было, вероятно, очень много органичного — больше, чем мы
сейчас способны это воспринять. Настойчивые нисходящие «вздохи» в верхнем
голосе, экспрессивные синкопы при достижении мелодических вершин, да и сама
«каденция Ландини» — отнюдь не «выдуманы» композитором: они коренятся в самой
природе итальянского вокального мелодизма. В одном из произведений Ландини
басовый голос — по заключению современного исследователя — совпадает с мелодией
старинной сицилийской народной песни — похоронного Lamento4. Подобные частные совпадения вряд ли в настоящее время
могут быть прослежены на множестве примеров. Да и не в них одних здесь дело:
они лишь в наиболее простой форме подтверждают естественность, органичность
мелодического склада в произведениях Ландини, чуткость его композиторского
слуха.
Предыдущая Следующая