Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Что
касается участия инструментов в музыке Ландини и других представителей
итальянского Ars nova, то по ряду признаков оно могло быть более или менее
значительным, о нем нельзя не догадываться, но признать его решающим пока нет
оснований.
4 Schneider Marius. Klangelieder des Volks in der
Kunstmusik det italieni sehen Ars nova. — «Acta musicologica», 1961, April — Dezember.
123
По
литературным источникам, по произведениям итальянских живописцев и скульпторов
хорошо видно, как разнообразны были в то время музыкальные инструменты, как
часто они звучали в домашнем быту, сопровождая пение и танцы, на придворных и
городских, празднествах, в церковном обиходе. В «Декамероне» Боккаччо говорится
о танцах и пении под лютню. Маленький переносный орган, лютня, виола,
псалтериум, арфа, духовые инструменты постоянно изображаются живописцами той
поры. Ландини изображен на современной ему миниатюре с маленьким органом. По
всей вероятности, инструменты нередко сопровождали пение. Быть может, они не
только шли за вокальными партиями, но и заменяли, например, басовый голос или
исполняли другие партии частично — в тех фрагментах, где не был выписан текст.
Вслушиваясь в то или иное произведение, мы можем ощутить, что в нем скорее
инструментально (по характеру движения, диапазону, соотношению с текстом),
а что — всецело
вокально.
Высказывались
даже предположения о том, что двух-трех-голосные произведения с текстами,
характерные для XIV—XV веков, с очень развитыми мелодическими линиями,
долгими распевами и паузированием независимо от слов — это не чисто вокальная
музыка, а инструментальные (в частности, органные) обработки более простых по
складу песенных голосов. Подобная гипотеза была развита и наиболее широко
обоснована немецким исследователем Арнольдом Шерингом еще в 1914 году5.
Это оказалось небесполезно, поскольку акцентировало внимание ученых на
возможной «подспудной» роли инструментов и инструментализма в формировании
музыкального склада ранних многоголосных сочинений. Однако как своего рода
концепция это не выдерживает критики: гораздо больше явных оснований
(наличие подтекстовок, характер записи, песенная структура и т. д.) считать
мадригалы и баллаты Ars nova
вокальными произведениями,
исполнявшимися, возможно, при большем или меньшем участии инструментов. Лишь
качча скорее всего опиралась на инструментальный бас, что связано с особым
Предыдущая Следующая