Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
характером
жанра.
По
всей вероятности, Ландини, будучи превосходным органистом и певцом, не только
участвовал в вокальном исполнении своих баллат и мадригалов, но и мог
сопровождать его на органе, дублируя голоса или даже импровизируя
сопровождение. Но это не опровергало вокальную в основе природу его музыки.
Творчество Ландини, по существу, завершает период Ars nova в Италии. Если его предшественники и старшие
современники по итогам их деятельности скорее относятся к Предвозрождению, то
сам Ландини как личность и как художник стоит ближе к раннему Ренессансу.
Примечательно, что характеристика, которую дает современный исследователь
итальянского искусства Нино Пир-5 Schering A. Studien zur
Musikgeschichte der Frührenaissance. Leipzig, 1914.
124
ротта
музыке Ars nova, никак не может быть полностью отнесена к творчеству Франческо
Ландини: «По своему провинциальному происхождению, по своему примитивному
назначению приносить чистое удовольствие и по немудрящему содержанию
итальянское Ars nova
лучше всех других форм полифонического
искусства своего времени представляет тенденцию покорять слушателя, обращаясь
не к его интеллекту, а к его естественной музыкальной интуитивности. Это
нарушает традицию полного подчинения музыкальной интуиции свойствам интеллекта
и выдвигает концепцию полифоний как художественного языка»6. Нет сомнений
в том, что общий уровень искусства Ландини и характерные для него качества не
позволяют считать его провинциальным, примитивным, чисто гедонистическим. Но
тем не менее к музыкальному чувству, к интуиции оно взывает в первую очередь, и
полифония является для композитора именно художественным языком, а не системой
умозрительного конструирования.
Такая
эстетическая позиция близка и музыкальной теории Ars nova, для которой показательны опора на чувство, на проверку
практикой («ухо — лучший судья в музыке»), борьба против средневековых
теоретических догм (в вопросах ладов и созвучий) ради «естественного пения» и,
в конечном счете, ради возможности новых исканий в музыкальном творчестве.
Крупнейшим представителем этой теории был Маркетто Падуанский, чьи трактаты («Lucidarium in arte
musicae planae» и «Pomerium in arte musicae
mensuratae») появились между 1317—1326
годами. В последние два десятилетия XIV века
в музыкальном искусстве Италии наступают изменения, которые сначала нарушают
цельность позиций Ars nova, a затем приводят к
концу его эпохи. Искусство XV столетия
принадлежит уже новому историческому периоду.
Предыдущая Следующая