Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
К
сожалению, биография этого крупнейшего на века английского музыканта (до
Пёрселла — в XVII веке — ему нет равных!)
совершенно не поддается восстановлению. Известно лишь, что Данстейбл умер 24
декабря 1453 года и похоронен в Лондоне. В эпитафии он назван славой и светилом
музыки. Там же упомянуто, что он «изучал законы небесных созвездий». Из этого
делали заключение, что он был и астрономом. Однако, как установлено теперь,
Данстейбл, видимо, только переписал в 1438 году трактат по астрономии,
относящийся к XIII веку. Дата и место рождения
композитора неизвестны. Где именно и когда он работал в разные годы, не
выяснено. Бывал ли он в Италии? Итальянские архивы хранят наибольшее количество
его
133
сочинений.
Слава Данстейбла распространилась на континенте очень широко, достигнув даже
Испании. Трудно предположить, что сам он жил и работал только в своей стране,
тем более что и в его произведениях исследователи находят следы «континентальных
влияний» (в частности, проведение cantus firmus'a в супериусе), а на его рукописях
имеются пометки «Anglicanus» или «de Anglia», которые были бы излишни в пределах страны.
Произведения
Данстейбла говорят сами за себя. Его творческое наследие не столь обширно, как
у других современников, но полно значения, внутренне цельно и несет печать тонкой
индивидуальности. Сохранилось 18 частей месс (из них 12 парных, например Kyrie — Gloria или Sanctus — Agnus dei), одна
полная месса «Rex seculorum», 25 мотетов и
несколько песен с французским или итальянским текстами, среди которых
известная в свое время «О rosa bella».
Данстейбл
— первоклассный мастер-полифонист. Он создает . мессу и части месс на
традиционные мелодии духовных песнопений — из респонсория или секвенций,
варьирует мелодию cantus firmus'a, помещает ее в теноре
или в супериусе, пишет изоритмические мотеты (как и некоторые части месс),
вводит небольшие имитации, применяет сложные приемы «превращения» одного и того
же голоса (в основном изложении, далее с обращением интервалов, затем с
пропусками пауз и нот, в ракоходном обращении, квинтой выше) и т. д. Словом,
техника полифонии нисколько не затрудняет композитора и течение его музыки в
итоге воспринимается как непринужденное, естественное. Техника и не является
для Данстейбла самодовлеющей, она как бы н е с л ы ш н а. В действительности же
она помогает тому, что музыка движется естественно, что возникают определенные
соотношения частей или разделов произведения, их связи или отличия. При всем
том в многоголосии Данстейбла (он предпочитает трехголосие) мы слышим его
отличительные особенности в первую очередь как раз не в сфере самой полифонической
техники (которой владели тогда многие), а в богатстве и свежести мелодики и
небывалой ранее полноте гармонии.
Предыдущая Следующая