Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
9 Известный немецкий музыковед Генрих Бесселер (ГДР)
предлагает в связи с этим такую дефиниию обозначений: «бургундское» — для
государства, «нидерландское» — для страны, народности и форм ее выражения (Веssеlеr. Н. Bourdon und Fauxbourdon. Studien zur Ursprung der
niederländischen Musik Leipzig. 1974,
S. 178).
13?
Нидерландская
школа, таким образом, не стала ни бургундской, ни франко-фламандской, а
приобрела более широкое значение. Бургундской культурой, строго говоря, вряд
ли можно назвать то, что было связано с административным центром государства, с
придворной жизнью, ибо и музыка для придворной капеллы и произведения для
соборных хоров Камбрэ, Монса, Люттиха (Льежа), Антверпена создавалась на
исторической почве не одной Бургундии как таковой. Еще менее «бургундской» была
в XV веке живопись крупнейших нидерландских мастеров во
главе с Яном ван Эйком, хотя наследие, в частности, французской готики
не было полностью отвергнуто ими.
Первая
творческая зрелость приходит к нидерландской школе во второй четверти XV века с творениями Гийома Дюфаи и Жиля
Беншуа — примерно в то же время, когда Ян ван Эйк создает свой
прославленный полиптих для Гентского алтаря. Младшие современники Дюфаи,
а затем и музыкальные деятели XVI столетия
постепенно осознают, что сложение нидерландской школы стало началом новой эпохи
для музыкального искусства. Нидерландский теоретик и композитор Иоганн
Тинкторис считал (1472-73) что музыка его времени, представленная именами Дюфаи
и Беншуа (а затем Окегема и других мастеров), может быть оценена как подлинно
новое искусство. Источник и начало этого нового искусства Тинкторис видел у
англичан во главе с Данстейблом. Так уже в пределах XV века были со всей определенностью названы имена тех,
кто осуществил перелом в развитии западноевропейского музыкального искусства.
До
нашего времени конкретные связи между творческими личностями Дюфаи — Беншуа, с
одной стороны, и Данстейбла — с другой, не прослеживаются с исторической
достоверностью. Новизна, редкая свежесть и другие высокие художественные
достоинства музыки английского мастера, не поблекшие и для нашего восприятия,
естественно, должны были произвести сильнейшее впечатление на континенте.
Дюфаи, по-видимому, не мог не знать произведений Данстейбла. Однако когда и
почему он ознакомился с ними, какие нотные записи были ему известны, общался ли
он лично с Данстейблом или только слышал его музыку — на все подобные вопросы
пока нет ответа.
Предыдущая Следующая