Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Названные
композиторы в своей деятельности отчасти предшествовали Дюфаи, отчасти
оказались его старшими
8 Понятие пародии имело тогда иной смысл, чем оно имеет
в наше время. Пародиями назывались полифонические сочинения, созданные на
материале иных произведений (песен, мотетов и т. д.). Об этом будет сказано
дальше.
131
современниками.
Рихард де Локевиль был до 1418 года учителем юного Дюфаи. Рядом с сочинениями Дюфаи
песни и духовные произведения (в том числе части месс) Локевиля кажутся ныне
наивными по характеру выразительности и музыкальному складу. В них несомненно
выражены французские черты трехголосия, но в очень смягченном и как бы
нейтрализованном виде: контратенор активен, но не слишком, его легкие синкопы
не заслоняют ведущей роли супериуса; мелодика не сложна, тяготеет к
возвращениям попевок, форма компактна. От изысканного сплетения мелодических
голосов, от полиритмии Машо эта музыка отстоит очень далеко. Вместе с тем она
словно бы и не предсказывает полифонический стиль нидерландской школы — таким,
как он сложился со временем у Дюфаи.
В
этой связи надо со всей определенностью подчеркнуть, что нидерландская школа,
какой мы ее знаем и какой она признана в истории, — отнюдь не ограничена
творческой деятельностью бургундской группы французских музыкантов. Сложилась
новая школа на нидерландской почве и впитала в себя не только французские,
фламандские, но и итальянские, и английские истоки. Бургундское герцогство,
хотя и набравшее силу и завладевшее большой территорией в те времена, — это
скорее понятие внешнеполитическое, так сказать, административное. Под эгидой
бургундского герцога находились тогда не только французские провинции
(Бургундия с Дижоном в центре и Эно, или Геннегау, с Камбрэ), но и целая страна
— Нидерланды, с ее высоким экономическим (промышленность, торговля) и
культурным уровнем, богатыми городами, феодальной знатью, тяготеющей к
герцогскому двору, и сильным, зрелым бюргерством (не забудем, что уже в XVI веке там произошла буржуазная революция — первая в
Европе) 9. В территориальный состав Нидерландов в то время входили
земли, впоследствии вошедшие в предел Северной Франции, Бельгии, Люксембурга,
части Голландии. В составе населения соседствовали валлоны и фламандцы, то есть
представители романской и германской групп народов. На этой новой почве,
которая оказалась благотворной для развития художественной культуры, развилась
в XV веке нидерландская живопись и возникла новая
музыкально-творческая школа. Последняя не была связана или ограничена своими
прочными традициями и одновременно была непосредственно восприимчива к
наследию французского искусства. И кроме того, охотно и свободно впитывала все
лучшее, что развивалось в других европейских странах. Иными словами, она
оказалась на стыке различных культур в эпоху раннего Ренессанса.
Предыдущая Следующая