Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
пример 46).
Стиль
Чикониа не слишком индивидуален, в нем немного личностного, мало ощутимы национальные
черты, он далек от изысканности Машо и эмоциональности Ландини. На нем лежит
скорее печать всеобщности, равнодействия, стремления к новой гармоничности.
Любопытно, что современная исследовательница его творчества Сюзанна Клерке
обнаружила архивные материалы, позволяющие думать, что Чикониа положил начало
созданию так называемых месс-пародий: две части (по-видимому, написанные им)
мессы «Regina
gloriosa» возникли как пародии на
одноимен-
130
ный
мотет 8. Эта практика пародирования станет в дальнейшем очень
распространенной в полифонической музыке нидерландских и других европейских
мастеров. Так что и в этом смысле Чикониа заглядывал вперед.
В
научной литературе встречается понятие «эпоха Чикониа» (имеются в виду
1400—1411 либо 1370—1411 годы). Оно не стало общепринятым, но специально и не
оспаривается. С нашей точки зрения, оно не правомерно. Жизнь Чикониа отчасти
проходила еще в эпоху Машо и Ландини, а в остальном приходится на переходное
время в истории музыкального искусства Западной Европы. Это время как раз и не
стало «эпохой Чикониа» (или вообще эпохой какого-либо одного мастера): слишком
пестры и противоречивы были творческие проявления накануне новой эпохи. Чикониа
поднялся над этим периодом, по-видимому, с большей объективностью, чем другие,
наметил направление дальнейшего пути и, объединив творческие потенции Севера и
Юга, отчасти предсказал судьбы полифонии строгого стиля. Потому заслуги его
более значительны, чем если бы смутный переходный период стал действительно его
эпохой. На самом же деле имя Чикониа стоит в славном ряду тех, кто так или
иначе подготовил почву для сложения нидерландской школы, создавшей классику
строгого стиля.
История
этой творческой школы не имеет аналогий в развитии музыкального искусства и
охватывает почти два столетия. Корни ее глубоки и разветвлены, крона смыкается
в процессе роста с иными кронами, поднимающимися вокруг. Характерные свойства
нидерландской полифонии определяются в ее высоких образцах около середины XV века. Истоки же школы уходят чуть ли не к началу
столетия. Впрочем, при этом следует различать, какие именно музыканты начали
там работать, где затем сложилась нидерландская школа; то были Пьер Фонтен,
Рихард де Локевиль, Никола Гренон, Арнольд и Гуго де Лантен, . Иоганн де
Лимбургия и некоторые другие французские мастера, действовавшие в герцогстве
Бургундском, главным образом в кафедральном соборе Камбрэ или при дворе герцога
Филиппа Доброго. Они представляли французскую полифоническую традицию, быть
может несколько эволюционируя в новой обстановке, тем более что Фонтен, Гренон,
оба де Лантена побывали в Италии и им доводилось также работать в Риме. Это
была еще не нидерландская школа, а всего лишь бургундская группа французских
музыкантов, которую можно рассматривать как своего рода французский компонент
того, что станет нидерландской школой.
Предыдущая Следующая