Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
С
1367 по 1403 год Чикониа жил и работал в Льеже, создавал мессы и мотеты, в
которых синтезировал черты французского и итальянского Ars nova. Об Италии он никогда не забывал. В 1390-е годы у
него завязались постоянные связи с известным
7 На родине Чикониа его фамилия звучала «Schuwangne», по-французски произносилась «Cicogne», а принятая тогда латинизация (как и итальянизация) имен
привела к окончательному варианту — «Ciconia».
129
профессором
университета в Падуе Франческо Дзарабелла: они переписывались, Дзарабелла звал
Чикониа в Италию, а композитор посвятил ученому один из своих латинских
мотетов. Лишь в 1403 году Чикониа перебрался в Падую, где стал каноником
местного собора и его именовали магистром. 15 или 24 декабря 1411 года он
скончался в Падуе. В итальянских архивах находится ряд его произведений, в том
числе мадригалы, баллаты, виреле. Сохранились также фрагменты его месс и
мотеты. Создавал Чикониа и теоретические труды, главным из которых сам считал
трактат «De
Arithmetica istitutione» (утрачен). В
двух других — Сохранившихся — работах рассматриваются высказывания о музыке
древних, начиная от Пифагора, и средневековых авторов («Новая музыка») и, по
свидетельству исследователей, соединяется опора на Маркетто Падуанского и
Иоанна де Мурис
(«De Proportionibus»).
Музыкальные
произведения Чикониа производят достаточно необычное для своего времени
впечатление. Композитор не только осваивает традиции, с одной стороны,
французского, с другой — итальянского Ars nova, но
распоряжается ими вполне избирательно, развивая одни черты стиля, отказываясь
от других: владея сложной полифонической техникой, он избегает изощренности в
сочетании голосов; пользуясь пластикой итальянского мелодизма, он удерживается
от его мелизматического, порой виртуозного развития. Его музыка звучит просто,
ясно, цельно, что достигается отнюдь не простой суммой технических приемов, но
техника нигде не выступает на первый план. Чикониа владеет изоритмией, поручает
cantus
firmus тенору, широко использует
имитации, полифонизирует всю ткань вокального многоголосия, казалось бы, по
образцам французского Ars nova. Однако художественный итог у него получается иной:
частое расчленение формы при внимании к вертикали и итальянских каденциях,
выделение (хотя и не акцентированное) верхнего голоса при спокойном ритмическом
соотношении с другими, нередко гармоническая, «опорная» функция нижнего голоса
как бы уравновешивают то, что исходит из французской полифонической традиции.
Использование одних и тех же попевок, даже мелодические (и не только
мелодические) секвенции способствуют как единству мелодического движения, так и
интонационной доступности, запоминаемости того, что звучит («Et in terra pax»,
Предыдущая Следующая