Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Пройдет
еще немного времени, и на континенте появится ощутимое, в первую очередь во
Франции, а затем и в Италии, присутствие новой, свежей струи английского
искусства. Это уже подготовлено. Во время войны с Англией на севере французской
территории нередко находились представители английской
знати
— а в их окружении среди других и музыканты. Попали английские музыканты сюда
также с капеллой графа Бедфорда (брат английского короля Генриха V и регент в детстве Генриха VI), который жил с 1422 года во Франции, женился
128
а
Анне Бургундской (сестре герцога Филиппа Доброго.) и умер в 1435 году в Руане.
На службе у Бедфорда находился и крупнейший английский композитор XV века Джон Денстейбл, хотя в составе графской капеллы
он не назван. Впоследствии некоторые из английских мастеров работали при
бургундском дворе, среди них — Уолтер Фрай и Роберт Мортон.
Все
здесь по-своему симптоматично. Отношения Италия — Франция, а затем Италия —
Франция — Англия пока еще только складываются, но стремления к синтезу
различных творческих направлений со временем будут крепнуть и приведут к
характернейшему для XV века процессу
интеграции музыкальных достижений ряда стран Западной Европы. Сама по себе
итальянская школа, достигшая в эпоху Ars nova столь многого,
уже, как видно, искала дальнейших путей развития. Французское музыкальное
искусство тоже переживало трудный переходный период. Главное, что принес
искусству ранний Ренессанс, — это возможность внутренних творческих связей
разных стран, открывающая перспективу для нового этапа поступательного
движения, новой музыкальной эпохи.
На
общем историческом фоне переходного периода особо выделяется фигура Иоганна
Чикониа, которая начиная с 1950-х годов привлекает к себе пристальное внимание
музыковедов. Родился Чикониа 7 в Люттихе (Льеже) между 1335 и 1340
годами, с юных лет находился в Авиньоне, где, по-видимому, и проходило в
основном его раннее музыкальное развитие. В 1358 году Чикониа надолго попал в
Италию, куда его, в числе других музыкантов, взял с собой кардинал Жиль
д'Альборнос, папский легат. За время пребывания в стране Чикониа мог узнать ряд
итальянских городов — Милан, Верону, Падую, Флоренцию, Пизу, Лукку, Чезену,
Неаполь, Болонью и другие. Мог также, разумеется, хорошо ознакомиться с музыкой
итальянских представителей Ars nova, вероятно,
Якопо да Болонья и, быть может, «раннего» Франческо Ландини: при дворе
кардинала исполнялись светские произведения на итальянские тексты (мадригалы,
каччи и бал-латы). В 1359 году кардинал испросил у папы Урбана V для Чикониа каноникат в одной из церквей Льежа.
Однако Чикониа вернулся на родину лишь в 1367 году, после смерти кардинала. К
этому времени он овладел и основами итальянского музыкального письма,
испробовав свои силы в сочинении баллат и мадригалов. На смерть кардинала он
сочинил скорбную итальянскую баллату.
Предыдущая Следующая