Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
127
итальянские
каденции (они есть и у Цезариса), и имитационные начала, и пластичный мелос, и
одновременно чисто французское, ритмически утонченное контрапунктирование
голосов, порой далеких от вокальной пластичности (особенно контратенор); (пример
44). У этого
наиболее сильного из данной группы мастера как бы намечается синтез французских
и итальянских черт, но пока еще он не достигнут. К этому стилю, но в более
французской манере, приближается и Франшуа Лебертуль (работавший в 1409—1410
годах в Камбрэ). К почти равной самостоятельности голосов тяготеет Адам в
трехголосных французских песнях, придавая, однако, партиям скорее
инструментальный характер. Казалось бы, тут нет ничего от Италии, но...
каденции у него итальянские! Разумеется, все эти особенности стилистики связаны
с различными образными замыслами: то более простым пониманием лирики, то
поисками утонченного, изощренного в своем выражении лиризма, в котором еще
живет дух куртуазной поэзии. Наряду с этим у французских композиторов
переходного периода можно обнаружить и другие образно-стилистические черты.
Легкость, даже пикантность, своего рода, «игра в диалог» отличает балладу Полле
«J'aim. Qui? Vous. Моу?» («
—Люблю. — Кого?—Вас. — Меня?»), в которой выразительна в первую очередь мелодия
верхнего голоса, а контратенор (достаточно самостоятельный) и тенор, вероятно,
являются инструментальными партиями (пример 45). Остроумно трижды применена в трехголосии
короткая имитация: падение голоса на квинту (ре — соль) отчетливо
поддерживается сначала тенором, затем контратенором (во втором случае два
раза). Так что-то легкое, шуточное, если не театральное, вносится во
французскую песню. Быть может, здесь получила своеобразное опосредованное
отражение бытовая традиция или не столь уж давняя музыкально-поэтическая
практика трубадуров и труверов. Сошлемся в заключение на редкий тогда во
французской многоголосной балладе пример секвенции, родственной интонациям
народно-бытовой музыки. Баллада написана певцом папской капеллы в Авиньоне
Иоганном Симоном де Хаспр (или Хаспруа).
Мы
оставили пока в стороне еще очень многих французских мастеров, связавших в те
годы (и несколько позднее) свою судьбу с бургундским герцогским двором. Но и
без того, думается, вполне ясно, что французская музыка находится на перепутье,
в поисках, словно в творческом раздумье.
Предыдущая Следующая