Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
126
творческих
школ. Маттео да Перуджа одним из первых отчетливо выразил ее.
В
последние десятилетия зарубежные музыковеды выдвигают понятие маньеризма, или
«изысканного искусства» (период которого, по их мнению, настает во Франции
после Ars nova), причем создается оно по преимуществу усилиями
итальянских мастеров во главе с Маттео да Перуджа. В принципе с этим
согласиться невозможно. В произведениях Маттео, с ведущей в них ролью
мелодичного верхнего голоса, ясностью фактуры, характерным соотношением
голосов, хотя и присутствуют черты французского воздействия (в декламации, в
движении контратенора, отчасти в ритме — синкопы), гораздо больше итальянского,
чем французского (даже каденции — в манере Ландини). Да и само существование
французского маньеризма (или «ars subtilior»),
как особого периода после Ars nova,
представляется крайне сомнительным. В большом количестве произведений конца XIV — начала XV века, поднятых из забвения и
опубликованных после второй мировой войны, нет единства стилевых черт, нет даже
общности творческих тенденций, тем более нет выраженного направления, о котором
можно было бы всерьез говорить особо.
Французские
композиторы раннего XV века, имена которых прежде были
известны в основном из старинных литературных источников, предстают теперь
перед нами (на основании хотя бы немногих произведений) уже не легендарными, а
более реальными творческими фигурами. Возрождаются, десятки забытых имен. Если
все это еще не дает исчерпывающей картины французского искусства той поры, то
во всяком случае позволяет судить о многообразии творческих проявлений, об
исканиях, идущих по разным путям. К одному поколению, видимо, принадлежат
Иоганн Таписсье, Иоганн Кармен и Иоганн Цезарис (их вместе называет позднее
поэт, вспоминая, что они восхищали весь Париж), а также Бод Кордье. И судьбы и
произведения их различны. Таписсье (настоящее имя — Жан де Нойер) одно время
работал при дворе герцога Бургундского. Опубликованные теперь его немногие
духовные сочинения (в том числе части месс) отличаются простотой и ясностью
аккордового склада, частой силлабичностью, несложными ритмами (при введении,
однако, синкоп). Рядом с ним Кармен (кантор одной из церквей в Париже)
предпочитает духовные полифонические сочинения крупного масштаба и сложного по
составу многоголосия (5 голосов при подвижности и контрапунктировании двух
верхних), обращается к изоритмии. Органист в Анжере Цезарис создавал баллады и
рондо в типично французской манере изысканного трехголосия, с ритмически самостоятельными
верхними голосами в прихотливых сочетаниях линий, часто с особо активным, даже
виртуозным контратенором и, вероятно, инструментальным тенором. Бод Кордье из
Реймса одно время работал в Риме, был известен в Италии. В его сочинениях на
французские тексты можно найти
Предыдущая Следующая