Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
песенном мотете «О beate Sebastiane» текст широко распет
в верхнем голосе, нижний же (контратенор) носит скорее инструментальный
характер. В соотношениях тенора и контра-тенора заметны приемы изоритмии.
Мелодия отличается плавностью, она как бы кружит по сходным попевкам,
временами несколько драматизируясь в коротких декламационных фразах, временами
приобретая патетический оттенок в больших пассажах. Первый раздел образуют
слова «О béate...» (10 тактов
распева), затем следует медленная цепь аккордов — «Se-ba-sti-a-ne», как бы первое
членение композиции. Во втором, большем разделе мелодическое напряжение
нарастает. Мотет завершается широким распевом (11 тактов) на слово «Amen». Произведение интересно
142
сдержанностью
выражаемого чувства, которое растет и крепнет — в мольбе об избавлении от чумы
(мотет написан во время эпидемии в Риме). Сама тема слишком далека от
отвлеченности, чтобы отнестись к ней спокойно, и вместе с тем слишком трагична,
чтобы допустить экзальтацию...
Светлый,
даже юбиляционно-патетический облик присущ мотету «Flos florum» (пример
53). Мелодия здесь достаточно широка, даже виртуозна в своих
импровизационно-патетических пассажах, напоминающих вокальный стиль
итальянского Ars nova. Два нижние голоса скорее инструментальны, причем
контратенор более самостоятелен в своем движении. Мотет в целом состоит из двух
больших разделов (в каждом по две группы строк латинского текста), примерно
равных по объему (20 и 21 такт). После каждого из них идет интермедия (две инструментальные
партии) из б тактов в первом случае, из 10 во втором. Заканчивается мотет
своего рода кодой: шеститактом выдержанных аккордов. Итак, членение формы ясно
и уравновешенно, а мелодия свободно движется в этих рамках все вперед и вперед,
развертываясь волнами эмоционального подъема — пока ее не «успокоит» нарочито
замедленная кода.
Однако
путь от песни к крупной музыкальной форме отнюдь не стал тогда магистральным в
формообразовании. Композиторы, искали иных путей создания и «оправдания» большой
музыкальной формы, которые вместе с тем подсказывались им и господствующим
характером образности как в духовной музыке, так и в многочисленных
произведениях «на случай».
Предыдущая Следующая