Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
141
празднеств
в домах итальянской знати, или для пышного банкета в Лилле в 1454 году, или в
связи с выбором нового папы, были, разумеется, ограничены определенным кругом
образов и — соответственно — требовали иного изложения, чем мотет, например, «Ave regina coelorum». Как видим, в таком жанре, по самой его природе, не
было оснований для выражения личностного начала, лирических чувств, вообще —
открытой эмоциональности. Нечто объективное, даже официальное почти всегда
отражалось на его образном строе, и потребовалось большое искусство мастера при
большом таланте, чтобы художественно оживить этот круг образов.
Своего
рода отдушиной в работе над мотетом были для Дюфаи опыты создания «песенного
мотета» (как его называют исследователи в наше время), в котором наименее
ощущалась как «официальность» предназначения, так и общая строгость склада.
Примечательно, что эта группа произведений связана главным образом с
пребыванием композитора в Италии, когда он имел возможность наилучшим образом
вникнуть в существо итальянского сольного пения. «Песенные мотеты» особенно
интересны тем, что в них намечался путь именно от песни к более крупной форме.
Свободное развитие мелодии с чертами патетической импровизационности,
подчиненное положение двух нижних голосов (в одних случаях явно
инструментальных, в других — частично вокальных), развертывание формы из
нескольких «строф» с инструментальными интерлюдиями (или без них) до
значительного объема (вдвое и втрое больше среднего объема песен у Дюфаи) — все
это отличало данную разновидность жанра от собственно полифонического мотета в
распространенных его вариантах. Главное же — «песенный мотет» утрачивал строгий
или официальный характер и отличался гораздо более яркой образностью
(лирической, возвышенно-патетической), порой даже экспрессивностью, благодаря
выразительной силе мелодии. Трудности здесь возникали в сфере формообразования.
Форма развертывалась в зависимости от словесного текста, но, в отличие от
песни, без повторений, а лишь с отчленениями строк или их групп в небольшие
музыкальные разделы, иногда перемежаемые интермедиями для нескольких
инструментов.
Предыдущая Следующая