Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
140
Начальные
и заключительные интонации первого раздела — из того круга выразительных
средств, которые на долгие века останутся действенными для воплощения скорбных
образов (пример 52).
Итак,
песня у Дюфаи не только всегда образна, но и ясна по характеру образности.
Образ обычно несложен, развернут в одном плане — не подвергается развитию, не
контрастирует с какими-либо другими образами. Выразительность мелодии,
различные варианты соотношения голосов в зависимости от общего замысла,
краткость формы, связанной со структурой поэтического текста, — все здесь
сопряжено с концентрацией характерного материала, но не с задачами его
развития. Поэтому в песне все решается у Дюфаи ценностью тематизма, его образными
свойствами. Иное дело — в более крупных формах, особенно в мессе. Там встает
именно проблема формообразования, большой композиции, музыкального развития в
ее рамках. Но это не значит, что месса и песня — совершенно разные
художественные миры. На основе собственной трехголосной баллады «Se la face ay pale» («Бледное лицо») Дюфаи создал известную мессу
(которая получила то же название), заимствовав у себя тематический материал и
проведя его — в сложной системе связей — через всю обширную, монументальную
композицию.
По
сложности и специфичности образно-композиционных проблем мотет стоит у Дюфаи
как бы между песней и мессой. Сам жанр мотета понимается композитором довольно
широко: от большой полифонической композиции на два или даже на три текста
одновременно до более камерного вокального произведения с выделением
широкоразвитого верхнего голоса, от «тенорового» мотета на основе cantus firmus'a до более
свободного претворения даже заимствованного тематического материала, от
преобладания благородно-лирической образности до торжественной праздничности.
Чаще всего Дюфаи создает мотеты для четырех голосов, реже — для трех, в виде
исключения — для пяти (при двух или трех текстах). Почти все они написаны на
латинский текст. В ряде мотетов несомненно присутствие инструментов, даже
чередование их с вокальными звучаниями. Всего у композитора около тридцати
мотетов (есть различные варианты с одним и тем же текстом). Само назначение
этих произведений в известной мере предопределяло трактовку жанра. Духовный
мотет на каноническую тему-мелодию (из антифона, респонсория и т. п.) может
быть предназначен для церковного обихода и выдержан в строгом полифоническом
складе a
cappella. Но может быть и не связан
заимствованным тематизмом, менее строг по изложению, более открыто эмоционален:
это зависит от того, в какой обстановке он должен был исполняться. В виде
полного исключения духовный мотет, из числа посвященных Деве Марии, создан
Дюфаи на итальянский текст канцоны Петрарки («Vergine bella»). Это означает, что он не имел, так сказать,
официально-Церковного назначения. Мотеты, написанные для семейных
Предыдущая Следующая