Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
139
и сведению нижних голосов к сопровождению
вокальной мелодии («Belle, que vous ay ie mesfait»).
Итак,
форма компактна и ясна, стиль изложения гибок при определенных тенденциях.
Главный интерес композитора (исполнителя, слушателя) сосредоточен на образной
выразительности и связанном с ней выборе художественных средств. Одно из ранних
рондо Дюфаи — короткая застольная песня-прощание с друзьями «Adieu ces bons vins de
Lannoys» («Прощайте, добрые вина Ланнуа»,
пример 50). Соотношение
поэтических строк и двух
разделов
музыки в ней таково:
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
A
|
B
|
А
|
А
|
А
|
В
|
А
|
B
|
Вступление
и заключение чисто инструментальные. Мелодия проста, без широких распевов,
носит характер, близкий бытовой музыке, мелодические каденции итальянские (пять
раз в композиции). Тип таких французских песен подготовлен еще трубадурами, а
возможен и в XVII, и в XVIII веках. Это именно песня, простая, легкая,
молодая, чуть тронутая лирикой и все же беспечная.
Французская
традиция ощущается в балладе «La belle se siet»,
которой присуща, так сказать, внутренняя театрализация. Здесь две вокальные
партии поддержаны простой опорой баса (о элементами изоритмии). Два верхних
голоса начинают «рассказ» о красотке, которая плачет и вздыхает... Речитация
верхнего голоса: «Отец ее спрашивает: „Что с вами, дочка?"»; затем эта же
фраза проходит в контратеноре. Оба голоса: «Желаете ли вы мужа, мужа, мужа или
господина?» Сходные переклички речитаций дважды проходят во втором разделе
баллады. И в этом случае можно думать о далеких истоках, восходящих к труверам.
Вполне французской представляется также баллада «J'ai
mis mon сuer» с ее. общей силлабической декламацией трех голосов и
короткими, изящными каденционными распевами.
Чем
большее значение приобретает лирический образ в песне, тем ярче, выпуклее
бывает выделена мелодика верхнего голоса в ее ведущей роли и тем отчетливее
становится инструментальная природа тенора. Очень хорошим примером может
служить в этом смысле рондо «Hélas, ma dame» («Увы, моя
дама»). Верхний голос и тенор выполняют совершенно различные функции. Мелодия
гибка и пластична, проникнута чувством печали, в ее движении часто задеваются
звуки си-бемоль и фа-диез, обостряя интонационную выразительность
(пример 51). Нижний
голос по диапазону, интервалике, по фактуре, вне сомнений, не может быть
вокальным. Контратенор как бы скрепляет целое повторяющимися ритмическими
формулами (изоритмия) : по своей природе и он инструментален. Мягкой лирикой
полно итальянское рондо «Donna i ardenti», где
супериус и тенор вокальны при инструментальном контратеноре, но ведущая роль
все же принадлежит верхнему голосу. И в том и в другом рондо выделены
инструментальные вступление и заключение. Отметим еще тенденцию к обострению
лиризма в виреле «Hélas mon dueil».
Предыдущая Следующая