Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Проблема
больших форм, как известно, была сопряжена в эпоху Возрождения с новыми
крупными образными замыслами художников и, особенно с XV века, со стремлением научно-систематически подойти к
их верному воплощению, быть точным
138
в
развертывании композиции. Свидетельством этому открытие Филиппо Брунеллески смысла
перспективы для понимания живописного пространства, стремление Леоне Баттиста
Альберти точными математическими данными обосновать закономерности прекрасного
в архитектуре, напряженный интерес ряда художников к пропорциям человеческого
тела, вплоть до изучения анатомии и т. д. Естественно, что духовная атмосфера
Ренессанса побуждала и выдающихся музыкантов работать над крупными формами для
воплощения значительных замыслов, одновременно прибегая к своим расчетам, к
своим методам развертывания большой композиции — как бы продления музыкального
высказывания.
Вместе
с тем у композиторов того времени возникали и совершенно своеобразные
трудности, связанные со спецификой их искусства, с его традициями, идущими из
глубины средних веков, с его еще большой зависимостью от церкви. Эти трудности
не ограничивались только вопросами формообразования, но, по существу,
обнаруживались и в отношении к образному содержанию крупного произведения.
Рассматривая сначала полифоническую песню на образцах Дюфаи, затем касаясь его
мотетов и наконец переходя к мессам, мы в известной мере можем уловить как бы
различные ступени трудности в решении проблемы тематизма, его, развития, а
также формообразования в целом: от простого к более и более сложному.
Всего
Дюфаи написал около восьмидесяти песен: по преимуществу баллад, виреле и рондо
(ротунделей — так они названы) на французские тексты и лишь семь баллат и рондо
на итальянские тексты. Это по преимуществу небольшие (от 20 до 40 тактов,
изредка больше) трехголосные произведения, как правило с ведущей ролью
верхнего вокального голоса, строфические по структуре, с типичным для бытовой
песни соотношением музыкальных разделов и стихотворных строк. В таких скромных,
камерно-бытовых пределах и французские chansons, и
итальянские баллаты многообразны по выражению веселых, нежных, печальных,
скорбных чувств, чаще всего лиричны, отличаются изяществом и тонкостью письма,
мелодически пластичны при возможностях напевной, или более декламационной —
широкой, с фиоритурами, — или строгой, мелодики. Притом далеко не всегда
преобладают явно французские либо явно итальянские черты мелодического склада:
они как бы переплавляются в стиле композитора. Гибкость следования за
поэтической интонацией (порою и речитативные фразы) идет скорее от французской
традиции, пленительная кантиленность — от итальянской. Различны и средства
исполнения: от вокального трехголосия при равенстве партий (баллада «J'ai mis mon сuer»), от выделения одного инструментального голоса при живом
диалоге двух верхних («La belle se siet») или «соревнований»
верхнего и нижнего — к выделению только инструментального начала во вступлениях
и заключениях («Hélas, ma
dame», «Donna i ardenti»)
Предыдущая Следующая