Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
137
занимался
юриспруденцией в туринском университете и в итоге имел степень «бакалавра
права». После 1444 года Дюфаи более прочно осел в Камбрэ. В 1446 году он
получил еще каноникат в Монсе в дополнение к каноникату в Камбрэ: очевидно, все
это теперь обязывало его к более «оседлому» образу жизни, да и давало
материальную обеспеченность. В эти зрелые годы возникло множество его известных
произведений, в частности месс. Он подходил к итогам огромной по насыщенности
творческой жизни и заканчивал ее, видимо, с чувством душевного удовлетворения и
собственного достоинства, будучи высоко ценим в музыкальных кругах, прославлен
не только в своей стране, постоянно получая знаки внимания и восхищения от
титулованных меценатов, вплоть до семьи Медичи. Из пространного, по-бюргерски
обстоятельного завещания Дюфаи видно, как он ценил круг своих друзей и
благожелателей, свое положение, свой дом в Камбрэ, свой солидный достаток, свою
коллекцию картин (в том числе — нидерландских мастеров), памятные подарки
королей...
Скончался
Дюфаи 27 ноября 1474 года в Камбрэ. Нидерландская школа уже была представлена
рядом имен его младших современников, среди них Иоганн Окегем и молодой Якоб
Обрехт.
Творческое
наследие Дюфаи богато и обильно. Оно включает те же полифонические вокальные
жанры, подготовленные предыдущим ходом музыкального развития, которые
становятся надолго типичными для нидерландской школы: мессу, мотет, песню. Как
правило, все это пишется для вокальных составов и инструменты композитором не
обозначаются. Тем не менее участие инструментов сплошь и рядом очевидно по
характеру изложения (в ряде вступлений, заключений, идущих без слов, в
сопровождении), да и не раз было засвидетельствовано современниками при
исполнении. И все же господствует у Дюфаи, как и далее в нидерландской школе,
вокальное письмо, все его жанры (как и малые формы духовных песнопений) так
или иначе зависят от словесного текста.
В
творчестве Дюфаи со всей силой встает проблема тематизма, музыкального
развития и формообразования в большой музыкальной композиции. Она, эта
проблема, не могла не возникать и до Дюфаи: мы уже наблюдали, какими сложными
путями шли к ее решению Гийом Машо и его современники. Но именно у Дюфаи, на
определенном этапе развития западноевропейского музыкального искусства, эта
проблема обозначилась как центральная на длительном пути творческой школы. И
сам этот путь далее может быть прослежен и оценен главным образом в зависимости
от того, как тот или иной композитор подходил к ее решению.
Предыдущая Следующая