Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
10 См.: Евдокимова Ю., Симакова Н. Музыка эпохи Возрождения.
Cantus prius factus и работа с ним. М., 1982, с. 179—184.
144
где
он нужен, удобен, — он звучит, где лучше обойтись без него — он исключается.
И
все же мелодия антифона выполняет свою, особую роль в этой системе
художественных средств! Прежде даже, чем прозвучат ее первые интонации, с
самого начала мотета, в мелодии супериуса свободно варьируются и выразительно
подаются в этом новом виде ее же интонации; далее, когда с 11-го такта альт
ведет мелодию, мы снова можем уловить новую свободную вариацию на начало
антифона. Словом, мелодия антифона как бы непринужденно включается в поток
мелодического движения, преобразуется, растет, уходит далее в своем
развертывании, становясь уже не канонизированным образцом, а скорее подчиняясь
процессу общего полифонического развития в пределах формы. Искомый характер
образа, о котором шла речь, как раз таков, что возникающее единство мелодического
склада в высшей степени естественно для него. Вероятно, достигнуть подобного
единства Дюфаи мог бы и без антифона, но церковная традиция опоры на образец,
опоры хотя бы символической, все еще действовала тогда на сознание художников.
В
работе над мессой как крупным циклическим произведением . перед Дюфаи во всей
полноте и сложности встали проблемы формообразования, тематизма и музыкального
развития, которые частично возникали при сочинении мотетов. Сами масштабы мессы
с ее канонизированными частями побуждали разрабатывать основы композиции
особенно крупного плана, наиболее крупного из возможных тогда в музыкальной
форме. Вместе с тем образное содержание мессы также создавало специфические
трудности для композиторов. Более чем где-либо, здесь неуместно было проявление
личностного начала, выражение открытой эмоциональности, выход за рамки
всеобщности понятий и представлений, выработанной веками. Один за другим
композиторы создавали Kyrie, Gloria и иные части мессы с тех пор, как была написана первая
циклическая ее композиция. Все те же «Господи, помилуй», «Слава...», «Верую»...
Могло ли быть восприятие этих постоянных, канонизированных текстов индивидуально-образным,
своим, характерным именно для данного композитора? Разве только у Баха... В XIV, XV, да в
значительной мере и в XVI веке
музыкальная образность мессы носила по преимуществу отвлеченный, внеличностный
характер, побуждала к сдержанности чувств, благородству общего тона и отказу от
ощутимых связей с бытовой повседневностью, от «заземленности» творческой мысли.
Предыдущая Следующая