Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Создавая
песню или «песенный мотет», Дюфаи сочинял музыку на избранный текст, искал и
находил свои художественные средства для воплощения образа. Приступая к
созданию мессы, он — как и другие — обычно не решался обойтись без образца, а
возможно, не находил собственного зерна образности и словно уклонялся от
личного художественного решения. Отсюда все эти многочисленные мессы на темы,
145
заимствованные
из церковного обихода. У Дюфаи, в частности, их было пять из девяти.
Вся
история церковной музыки с давних пор характеризуется борьбой со светскими
влияниями — и одновременно непрестанным проникновением (тайным, замаскированным
или компромиссным) их в церковное искусство. Опираясь на заимствованную мелодию
из канонизированных церковных образцов, композиторы XV— XVI веков
направляли свою творческую энергию на процесс ее сложной, мастерской, даже
виртуозной разработки в многоголосной циклической композиции. Со временем все
более распространенной становилась практика сочинения месс на мелодии светских
песен из числа наиболее популярных. Дюфаи принадлежат три таких произведения,
среди них мессы «L'homme armé» и «Se la face ay pale».
Первая из названных мелодий пользовалась большой популярностью в то время и
была использована во многих произведениях разных композиторов 11.
Вторая мелодия взята из песни самого Дюфаи, Представляется едва ли не
парадоксальным, что композитор, обычно избегавший создавать мессы без опоры на
образец, написал мессу на собственную песню, то есть на свой же образец. По-видимому,
он чувствовал необходимость опоры вовне мессы, искал импульс для начала работы
над ней. Так светские мелодии, чаще всего мелодии французских chansons, проникали в музыку месс, проходили сквозь все их
многоголосие. В итоге сама средневековая идея образца из оплота традиций
обернулась удобным способом нарушить их в процессе ренессансной секуляризации
церковного искусства.
Помимо
девяти полных месс Дюфаи написал еще значительное количество их частей, которые
иногда соединены по две или по три, а в остальных случаях существуют как
единичные. Циклические мессы принято располагать во времени таким образом: к
раннему периоду (1426—1428) относят три произведения (мессы «Sine nomine», «Sancti Jacobi» и
«Sancti
Antonii Viennensis»), к 1440—1450 годам —
мессы «Caput», «La mort de Saint Gothard», «L'homme armé» и «Se la face ay pale» и, наконец, примерно к 1463—1465 годам — мессы «Ессе ancilla domini» и «Ave regina coelorum».
Предыдущая Следующая