Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
сравнении со своими предшественниками в XV веке Дюфаи внес в мессу много нового: гораздо шире
развернул композицию цикла, достиг единства не только в пределах каждой части,
но и в общих масштабах, свободнее воспользовался контрастами хорового звучания,
а главное, глубоко разработал основы многоголосия, полифонизировал музыкальную
ткань, не утратив при этом заботы о мелодии и гармонической основе целого. От
ранних к поздним сочинениям композитор, конечно, эволю-
11 См. об этом: Симакова Н. Мелодия «L'homme armé» и
ее преломление в мессах эпохи Возрождения. — В кн.: Теоретические наблюдения
над историей музыки. М., 1978, с. 17—53.
146
ционировал.
Но все они вместе позволяют заметить принципиальные отличия от того уровня, на
котором находился, например, учитель Дюфаи Локевиль, создавший короткие трехголосные
части месс в духе облегченных традиций французского Ars nova, с выделением верхнего голоса и зачастую
синкопическим контратенором.
У
Дюфаи были свои трудности и свои великие заслуги, поскольку он был
представителем зрелой творческой школы, и вместе с тем особые достоинства
художника, первым достигшего этой зрелости. Последовавшие за ним поколения
композиторов пошли дальше в разработке полифонического письма и овладели
виртуознейшей его техникой, что означало новый уровень мастерства музыкального
развития и помогло воспользоваться целой системой связей внутри большой композиции.
Однако нельзя отрицать, что они на время несколько утратили мелодическую
свободу, отличавшую малые произведения Дюфаи, свежесть его мелодики, отчасти
нивелировали богатство его хоровой фактуры, далекой от стереотипов, а порой и
поступались его гармоническими идеями (тонико-доминантовая каденционность как
симптом, предвещающий новое ладовое восприятие) — ради последовательной
линеарности голосоведения и непрерывности полифонической ткани.
В
ранних мессах Дюфаи уже постепенно складываются его методы музыкального
развития и формообразования в крупном цикле. Общие масштабы целого пока еще
более скромны, разработка исходной мелодии не строго выдержана, вариационный
принцип развертывания мелодии выражен слабо, фактура скорее полимелодична, во
всяком случае по-готически полиритмична, чем комплементарна, и гармонически
уравновешена. Но тяготение к охвату целого уже чувствуется и здесь, а общий
склад многоголосия много более интересен и насыщен, чем у предшественников
Дюфаи в Камбрэ.
Предыдущая Следующая