Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Разрабатывая
в мессах стиль a cappella, Дюфаи не отказывается и
от применения инструментов. Об этом чаще можно лишь догадываться по характеру
голосоведения, но в отдельных случаях композитор резко выделил функцию
инструментальных партий. В этом смысле оригинален замысел четырехголосной «Gloria» (вне цикла мессы): два верхних голоса ведут канон в
унисон, а тенор и контратенор посменно повторяют только два звука, как своего
рода остинатный трубный сигнал (пометка — «ad modam tubae» — «в характере трубы»). Предполагается, что это исполнялось
тромбонами. Поскольку внизу на протяжении всех пятидесяти пяти тактов звучали до
и соль и лишь иногда затрагивалось ми, тем самым всемерно
акцентировалось (да еще с такой громкостью!) гармоническое начало целого.
Любопытно, что у замысла Дюфаи был и ранний прообраз. Французский композитор Э.
Гроссен около 1420 года создал мессу «Trompetta», в
которой «Benedictus»
(всего 15 тактов) представлял собой дуэт
двух верхних голосов (но не канон) в сопровождении басовой трубы
147
(в
ее партии повторялись звуки ре и ля, а затем и некоторые другие).
На
примерах месс «Se la face ay pale» и «L'homme armé» с большой полнотой обнаруживается метод
работы Дюфаи с «первоисточником». В процессе этой работы есть две
взаимосвязанные стороны: обращение композитора с самой заимствованной мелодией
— и возникающие при этом творческие результаты,
далеко
не всегда обусловленные присутствием «образца», поднимающиеся, так сказать, над
ним. Из своей трехголосной песни (объемом в 30 тактов) Дюфаи взял средний голос
в качестве cantus
firmus'a крупной
четырехголосной мессы.
Баллада
«Se la face ay pale» («Бледное лицо») принадлежит к числу лучших у него
образцов chansons любовно-лирического
содержания (пример 54).
Верхние два ее голоса бесспорно вокальны по природе и почти равно важны для
целого, спокойно контрапунктируя один другому с краткими изящными имитациями;
нижний голос, вне сомнений, является инструментальной гармонической опорой
песни. Всё, целиком всё, что звучит в среднем голосе песни, включая постлюдию,
Дюфаи сохраняет в качестве cantus firmus'a мессы, поручая его по традиции тенору. Вероятно,
композитора, кроме прочего, привлекла техническая задача — создать новое грандиозное целое вокруг среднего голоса
своей же небольшой песни, ничего в нем не изменяя: то, что служило малой и
простой цели, должно было послужить своего рода стержнем совершенно иной по
масштабам композиции, всех ее пяти частей (Kyrie — 76 тактов, Gloria — 198
и т. д.).
Предыдущая Следующая