Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Баллада
«Se la face ay pale» состоит из четырех вокальных построений (6, 6, 6, 7
тактов) и инструментальной постлюдии (5 тактов). В первой части Kyrie (36 тактов) в теноре проходит средний голос из трех
первых построений баллады, без интонационных изменений, но в увеличении.
Середина этой части мессы — Christe eleison —
написана для трех солирующих голосов без cantus firmus'a. Второе Kyrie (25 тактов) проводит в теноре последнее вокальное
построение из баллады и ее постлюдию. Таким образом на протяжении Kyrie звучит весь средний голос любовно-лирической песни.
Масштабы Gloria потребовали полного трехкратного проведения этой же
темы из баллады. Три раза повторяется тема и в Credo. Проходят ее построения и в Sanctus. Agnus dei в этом
смысле построен по тому же принципу, что и Kyrie: мелодия песни проходит частично вначале, частично в
конце, середина свободна от cantus firmus'a. Итак, в пределах мессы средний голос баллады звучит
9 раз! Было бы наивно думать, что эта мелодия все время слышна и узнаваема в
контексте развитого четырехголосия. Она изложена теперь крупными длительностями
и ее несомненно заслоняют остальные, более подвижные голоса. К тому же она и н
е была в песне верхним голосом. Регистр ее сохранился (она поручена второму
тенору), но выше ее находятся уже два голоса. Музыкальное развитие в мессе не
имеет той ощутимой интонационной
148
зависимости
от cantus
firmus'a, какую можно наблюдать, например, в мотете «Ave regina coelorum». Голос из баллады образует для мессы как бы ось
гармонии и в известной мере участвует в формообразовании. По существу, он не
несет функции тематизма. Воздействуют на слух и воспринимаются как более
существенные для образности иные стороны музыки в каждой из частей мессы.
Разумеется, в этой системе выразительных средств заимствованная мелодия
выполняет свою, особую роль внутри гармонии и в процессе голосоведения.
В Kyrie мессы «Se la face ay pale»
три раздела сопоставлены по такому принципу, чтобы и единство образности (в
отношении к целому) было соблюдено, и, в этих пределах, наметились бы различные
ее градации. В первом Kyrie господствует верхний голос,
дополняемый, порой оттеняемый тремя другими. Мелодия его словно вьется,
развертываясь плавно, в небольшом диапазоне, задевая одни и те же ступени,
сходные интонации и попевки и восемь раз «упираясь» в звук до... Лишь в
24-м и, еще определенней, в 30, 31 тактах достигается вершина — ре (задевается
и ми). Создается впечатление, далекое от такого рода эмоциональности и
тем более экспрессивности, к которой тяготела музыка начиная с XVII века. Мольба выражена у Дюфаи и покорно, и
настойчиво, и мягко, вне личностных акцентов. Средний раздел части невелик (11
тактов), более подвижен, написан для трех голосов со сменяющимся дуэтным
изложением (два верхних, два нижних, верхний и нижний голоса) и трехголосным
заключением в движении фобурдона. Здесь более ощутимо лирическое начало, хотя и
сдержанное. Второе Kyrie отчасти интонационно связано с
первым, но облик его все же иной: верхнему голосу не дана единая линия
мелодии-мольбы, во всем разделе больше контрапунктирования голосов, в тактах
64—67 интересно движение по гармоническим звукам (интонации заимствуются из
постлюдии баллады — впервые!), вообще все направлено как бы вширь, от
сосредоточенности на мольбе — к объективности выражения.
Предыдущая Следующая