Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
каждой из частей мессы проводится особый композиционный замысел, зависящий от
масштаба части, возможности выделения внутренних разделов, связанных с
членением литургического текста. Вместе с тем принцип развертывания мелодий
путем внутреннего варьирования, принцип полифонического развертывания целого
остается основным в формообразовании. Первостепенно важны также возникающие на
расстоянии интонационные связи и приемы варьирования уже прозвучавшего. Начала
разных частей мессы связаны между собой либо близостью интонаций, либо
единством «заглавных» фраз. Начало Gloria, например,
связано с началом Kyrie и с началом Christe, причем это еще подчеркнуто имитацией в октаву
(верхний и второй голоса). Подобные приемы, наряду со связями не только начальных
интонаций, можно проследить на протяжении всей мессы. Единству интонационного
развития в более узких — или более широких — масштабах способствуют имитации и
каноны, но
149
наряду
с ними Дюфаи достаточно широко пользуется приемами более свободного
многоголосия с элементами полимелодизма, которые, однако, не означают резких
внутренних контрастов в полифонической ткани.
Мелодия
песни «L'homme armé»
(«Вооруженный человек») пользовалась такой популярностью в XV—XVI веках и так
часто обрабатывалась в полифонических произведениях многих композиторов (от
Дюфаи до Палестрины), что все попытки установить ее происхождение пока не
привели к точным результатам. По-видимому, в мессы и в полифонические chansons первой половины XV века мелодия попала из какого-то первоисточника,
который еще не отыскан. До сих пор исследователи не могут решить, где она
прозвучала раньше всего. Так или иначе популярность мелодии должна быть
объяснена и ее собственными качествами яркости, простоты, четкости структуры, и
привлекательностью, «удобством» ее для полифонической обработки. Дюфаи был
одним из первых композиторов, обратившихся к мелодии «L'homme
armé» при сочинении мессы.
В
отличие от среднего голоса баллады Дюфаи, использованного в мессе, мелодия «L'homme armé»
по характеру интонаций, по ритмическим признакам легче узнаваема. Более того, в
ней содержатся своего рода зерна, которые можно найти в других произведениях
разного плана, например в балладе Полле и в той же песне Дюфаи «Se la face ay pale»: характерные, подчеркнутые неоднократным звучанием
интонации (падение на квинту с элементами «сигнальных» повторений первого
звука; пример 55).
Именно эти интонации песни выделяются даже при полифонической обработке, в
контексте плавного голосоведения. Членение мелодии тоже побуждает к
определенным композиционным планам в формообразовании (пример 56):
Предыдущая Следующая