Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
А
(4 такта) В (2) А1 (4) В1 (2) С (4), С (4) d (4) А (4) В (2) а1 (4).
Дюфаи
проводит мелодию песни в средних голосах мессы, поручая ее то альту, то тенору.
При этом она звучит, как правило, не подряд, а с перерывами, по отдельным
разделам (которые порой завершаются свободно или расплываются в общем характере
голосоведения), а также в ракоходном изложении (см. Agnus dei, такты 76—85). Не всегда мелодия идет в очень больших
длительностях. Так, для первой части мессы и для последней характерно такое
изложение мелодии, что она слышна. В особенности примечательно выделение ее
«военных» интонаций в заключении Kyrie и в конце
всего произведения, в последних тактах Agnus dei (эти шесть тактов почти буквально совпадают). Сверх cantus firmus'a в мессе
существуют, как обычно у Дюфаи, интонационные связи внутри частей и между ними.
В данном случае особенно подчеркнуты начала всех частей — единством не только
мелодии, но и контрапунктирующего ей нижнего голоса. Внутреннее же
композиционное строение каждой части, разумеется, индивидуально.
150
На
примере Credo как самой крупной части мессы (277 тактов) ясно
прослеживается и стремление композитора внести в нее внутреннее членение (при
многообразии фактурных решений), и его трактовка литургического текста, которая
побуждает именно к такому расчленению целого. Мелодия песни проходит теперь в
больших длительностях сначала у альта, затем у тенора, но далеко не сплошь:
первые 30 тактов (дуэт супериуса и тенора) сна отсутствует, да и в дальнейшем,
например в тактах 106—141 и некоторых других, ее тоже нет.
Начало
Credo скорее лирично, чем величественно: в прозрачном
изложении господствует супериус, со слов «...видимым же всем и невидимым...»
начинается легкий канон в унисон, вскоре переходящий в свободное
контрапунктирование двух голосов. Мелодия песни включается на словах «...и в
единого бога Иисуса Христа...» (короткая имитация вне песни, четырех- и
трех-голосие). Опускаем некоторые дальнейшие контрасты между более насыщенной
тканью и прозрачным, лирическим двухголосием. Et incarnatus явно выделен после всего предыдущего сменой метра
(4/4 после 3/2), фактуры (дуэт, отчасти канонический, двух верхних голосов
после четырехголосия), отказом от cantus firmus'a, широкими распевами слогов. Затем четко отделен и Crucifixus: мелодия песни проходит в теноре (раньше она звучала
у альта), четырехголосие в общем спокойно, серьезно, два верхних голоса
контрапунктируют в умеренном движении, бас важен как гармоническая опора. Et resurrexit открывается мощными ходами одного баса по гармоническим
звукам вниз — и далее развертывается четырехголосие, в котором супериус как бы
повествует, а альт «вьется» легкими пассажами (отметим здесь итальянскую
каденцию, вообще характерную для Дюфаи). Примечательно, что мелодия песни,
начавшись в Crucifixus, идет без перерыва
далее, соединяя столь различные по смыслу разделы Credo. Итак, у Дюфаи есть внимание к тексту, заметны
отличия музыкальной трактовки его разделов, но нет (и в тех условиях, видимо,
не может быть) ярких образных контрастов и особо эмоционального отношения к
тексту. То, что встречается в песнях и даже в песенных мотетах Дюфаи, где
лирическое чувство выражено и тонко, и порою патетично, было бы неуместно в
мессе. Возвращаясь к Credo, заметим,
что до конца части композитор избегает монотонии изложения и находит
возможности разнообразить звучание. Завершается эта часть длительными распевами
на «Amen» и итальянской каденцией.
Предыдущая Следующая