Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Помимо
тех свойств хоровой фактуры, которые характерны для двух месс Дюфаи,
относящихся к зрелому его периоду, в других аналогичных произведениях и в
отдельных частях месс можно встретить и резко выраженные иные черты хорового
изложения, когда он словно испытывал возможности трех-четырехголосного хорового
склада. В пределах хора a cappella Дюфаи
испробовал, например, последовательное скандирование текста в быстром темпе
(показательно для Credo), хорально-аккордовое
изложение
151
в
больших масштабах (Gloria), очень широкие распевы слов и
слогов и, как частное выражение этого, в манере фобурдона. О необычном
использовании духовых инструментов, как своего рода опыте, в одной из Gloria, речь уже шла.
Направление
творческой эволюции Дюфаи более или менее проясняется с годами: он шел скорее
от опытов к установлению равновесия в своем стиле, от испытания многого — к
поискам единства внутри произведения, цельности, последовательности
полифонического развертывания.
Среди
композиторов поколения Дюфаи особенно привлекательна фигура Жиля Беншуа,
прекрасного полифониста с явно выраженным тяготением к светскому искусству,
талантливого автора французских chansons. Он
родился около 1400 года в Монсе. Возможно, был мальчиком-певчим в соборе
Камбрэ, а потом, в юности — солдатом. В 1424—1425 годах состоял на службе у
графов, затем герцога Суффолк, через которых завязались у Беншуа связи с
Англией и английскими музыкантами. Впоследствии некоторые его произведения
ошибочно приписывались Данстейблу: настолько заметны были современникам черты
связи. С 1430 года в течение многих лет руководил капеллой бургундского
герцога. Как и Дюфаи, стал каноником в Монсе. Скончался Беншуа в сентябре или
октябре 1460 года. В его творческом наследии — более 50 chansons, 30 мотетов, части месс и 4 магнификата.
Более
чем что-либо другое, песни Беншуа, в сопоставлении с песнями старших
французских композиторов (Э. Гроссена, Р. Локевиля и других) и песнями Дюфаи,
доказывают, что французская chanson становилась
в XV веке значительным явлением: во-первых, образцом
полифонической песни для нидерландской школы, и, во-вторых, источником для
дальнейшей полифонической обработки вообще 12. Полифония chanson со временем утратила изысканность многоголосия,
сложность мелодико-ритмических сплетений, некоторую готичность времен Машо.
Трехголосные песни Беншуа — изящное, необремененное ухищрениями, чисто
светское искусство гедонистического содержания, естественное для бургундской
знати и, вероятно, легко выходившее за пределы этого круга, в дома бюргерства.
Среди поэтов, к текстам - которых обращался Беншуа, — Мартен Лефран, Ален
Шартье, а также Карл Орлеанский и Кристина Пизанская. Если даже у Дюфаи в
рамках жанра можно все-таки уловить различные тенденции (расширения формы,
большей или меньшей полифонизации ткани), то у Беншуа chanson — четко сложившийся, сугубо камерный малый жанр,
резко отличный от мотета.
Предыдущая Следующая