Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Основой
содержания песен Беншуа почти всегда остается любовная лирика. Она может быть и
светлой, и печальной, а при
12 См.: Симакова Н. Многоголосная шансон и формы ее
претворения в музыке XV—XVI веков. — В кн.: Историко-теоретические вопросы
западноевропейской музыки. М., 1978, с. 32—51.
152
этом
и томной, и нежной, но никогда не углубленной, не драматичной, не отяжеленной
эмоциями. Вместе с тем поэтичность ее стоит вне сомнений, как и хороший, тонкий
вкус, как и цельность стиля. Подавляющее количество песен написано в форме
рондо по выдержанной схеме соотношения стихотворных строк и двух разделов
музыкальной формы. Композиция в целом миниатюрна: преобладают объемы около 20
тактов. Текст подписан обычно только под верхним голосом, который бесспорно
является ведущим. Второй и третий голоса движутся пластично и обладают
известной самостоятельностью линий, но все же функция их подчиненная. По всей
вероятности, они исполнялись на инструментах, так же как вступительные и
заключительные бестекстовые такты. Трехголосная фактура в целом прозрачна и
графически чиста. Главная прелесть chansons Беншуа
заключается в их мелодике — гибкой, грациозной, ритмически живой (нередки
танцевальные ритмы), легко следующей за стихотворной строкой, завершенной в
целом, с мягкими итальянскими каденциями-завитками. Любовная жалоба, прощание с
любовью — и выражение радости жизни воплощены с образной ясностью, немногими
тонкими штрихами, без резкости (примеры 57, 58).
Вместе с песнями Дюфаи песни Беншуа недвусмысленно свидетельствуют о том,
что чисто светское искусство занимало характерное и важное место в творческой
деятельности нидерландской школы на первом этапе ее зрелости.
О
других композиторах того времени мы знаем гораздо меньше. Далеко не во всех
случаях собраны точные биографические сведения, порой сохранилось всего лишь по
нескольку произведений того или иного автора. Назовем сначала немногие имена
тех, кто принадлежал к поколению Дюфаи — Беншуа.
Иоганнес
Гемблако (или Иоганнес Франшуа) родился около 1400 года в Геблу, близ Намюра;
вероятно, работал при бургундском дворе, оставил части месс, пятиголосный
мотет, несколько chansons. Иоганнес Брассар
происходил, по-видимому, из Люттиха, был в одно время с Дюфаи членом папской
капеллы в Риме, после чего работал в немецкой придворной капелле Альбрехта; из
его сочинений известны части месс и мотеты. Бельтрам или Бертран Ферагут
происходил, видимо, из Прованса, был певцом Миланского собора в 1430 году,
позднее стал капелланом в придворной капелле Рене Сицилийского, много жил в
Италии. В его наследии — части месс, мотеты, магнификат, chansons. Хуан ван Гизегем происходил из Фландрии, работал с
1467 года при бургундском дворе, был певцом и лютнистом, умер в 1472 году. Среди
его chansons есть популярные, привлекшие внимание для обработки в
полифонических сочинениях других авторов. Винсент (или Гийермус) Фоге,
современник Дюфаи и Беншуа, был автором ряда месс («L'homme
armé», «Le serviteur» и другие). О Жане Пюллуа известно, что он стал
мальчиком-певчим в 1442 году, а затем учителем певчих в Антверпене, работал в
придворной капелле герцога Бургунд-
Предыдущая Следующая