Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
153
ского,
дважды находился в Риме и умер в 1478 году. Из сочинений его сохранились
трехголосная месса и французские рондо.
Как
видим, для части этих музыкантов тоже характерно тяготение к Италии, к
обогащению творческого опыта новыми художественными впечатлениями, вынесенными
из далекой южной страны. В XV веке не
слабела, а лишь крепла тенденция к передвижениям музыкантов с севера на юг
(иногда в Испанию), которая оставалась весьма существенной едва ли не на всем
пути нидерландской школы. В самом деле, от начала к концу столетия кто только
не побывал в Италии! Пьер Фонтен из бургундской капеллы в 1420-е годы
перебрался на ряд лет в папскую капеллу. Сочинения Иоганнеса де Лимбургия,
наследовавшего должность Чикониа в Люттихе, находят в Болонье. Арнольд Лантен,
тоже из Люттиха, долго находился в Италии — в Венеции, работал в папской
капелле.
Создается
в итоге впечатление, что в Западной Европе для крупнейших музыкантов
существовала возможность выбора лучших придворных и церковных капелл, в которых
они могли работать постоянно или временно, встречаясь там с соотечественниками,
вступая в дружеские связи с иностранными музыкантами, переезжая из одного
города в другой, приобретая известность далеко за пределами своей страны. Это
был по существу международный круг мастеров самого высокого класса, лучших
полифонистов, часто певцов и композиторов в одном лице. Папская капелла в
Риме, соборные капеллы в Камбрэ и Антверпене, в Париже, капеллы бургундского
герцога, французского короля, д'Эсте в Ферраре, Сфорца в Милане, Медичи во
Флоренции — такова лишь малая часть действовавших тогда объединений сильнейших,
избранных музыкантов в Западной Европе. Сплошь и рядом капеллы так или иначе
обменивались силами, а музыканты набирались опыта в общении с коллегами из
других стран. Состав лучших хоровых капелл был в те времена — по нашим
современным меркам — очень скромным. Наименьшее количество певцов в папской
капелле было 10 (!), наибольшее — 30 человек. В капелле французских королей при
Окегеме находилось всего 16 певчих. В кафедральном соборе Антверпена хор
включал от 50 до 63 певцов, что выделяло его на общем фоне как один из самых
крупных.
Предыдущая Следующая