Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Для
творчества мастеров нидерландской школы вся эта избранная музыкальная среда
значила гораздо больше, чем можно представить на далекой исторической
дистанции. Непосредственно участвуя в деятельности церковных или придворных
капелл, нередко возглавляя их, композиторы изо дня в день практически, сугубо
профессионально вникали в существо современного им полифонического искусства, в
его специфику, в особенности его техники, в ее цеховые секреты и тайны, которые
со временем все более занимали их умы и побуждали порой задавать загадки своим
современникам. Природа вокальной полифонии была познана ими в совершенстве.
Подлинно профессиональную оценку
154
своим
произведениям они получали именно в этой авторитетнейшей среде, которая
превыше всего ценила мастерство полифониста.
Если
для Дюфаи его работа в Камбрэ, в папской и ряде других итальянских капелл была
несомненно важна в творческом отношении, то для композиторов следующего
поколения роль высокопрофессиональной среды, ее критериев, ее образцов, ее знаточеских
оценок еще гораздо более возросла. Вообще нидерландскую школу в целом трудно
представить вне воздействий этой среды, которая отчасти способствовала
осуществлению синтеза различных творческих течений в искусстве первых
нидерландских мастеров, затем поддерживала их на этом пути и, наконец, помогала
распространять их влияние на другие национальные школы.
Непосредственно
вслед за Дюфаи, а частично еще при нем поднялись новые поколения композиторов,
определивших дальнейшее развитие творческой школы, которое пошло быстро и
напряженно. По традиции принято говорить, что еще в XV веке образовалась вторая нидерландская школа во главе
с Иоханнесом Окегемом и Якобом Обрехтом. Однако эти мастера принадлежат к
различным поколениям и по существу представляют даже разные этапы (если не
разные внутренние течения) на пути от Дюфаи к XVI столетию. Оба композитора несомненно являются
крупнейшими фигурами своего времени; и на примерах их искусства наилучшим
образом прослеживаются судьбы нидерландской полифонии во второй половине XV века.
Иоханнес
Окегем родился около 1425—1430 годов в Дендермонде, во Фландрии, воспитывался
как музыкант при соборе в Антверпене, был там певчим в 1443—1444 годах. Затем
работал в придворной капелле Карла I Бурбона
в Мулене, а с 1452 года до конца жизни был связан с капеллой французских
королей (первый капеллан) и числился королевским советником. В отличие от
большинства соотечественников Окегем не бывал в Италии. Лишь в поздние годы, по
роду своих обязанностей, он посетил Испанию и повидал родную Фландрию. Умер
Окегем 6 февраля 1497 года в Туре (где находилась королевская резиденция).
Предыдущая Следующая