Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Как
видим, Окегем сосредоточил свою деятельность на протяжении более сорока лет в
одном музыкальном центре, по-видимому не стремясь в далекие страны и будучи
всецело углублен в свои занятия, какими они сложились вне прямых сторонних
воздействий. Тем не менее его авторитет мастера был велик и непререкаем для
современников не только во Франции: его высоко ценили в избранной
профессиональной среде Европы, и имя его прославилось надолго.
В
творческом наследии Окегема представлены жанры, которые стали традиционными для
нидерландской школы: месса, мотет,
155
chanson. Всего известно 11 полных его месс (и ряд их частей),
13 мотетов и 22 песни. Если для индивидуального стиля Дюфаи существенное значение имели его песни и песенные
мотеты, то у Окегема всего важнее
оказывается месса, за ней идет мотет, а песня получает второстепенное значение.
Для Окегема не органично все то, что было характерно для chanson Дюфаи или Беншуа:
декламационно-гибкое следование за текстом и связанная с этим интонационная детализация, выделение верхнего
голоса и «стушевывание» нижних, малая форма в целом, состоящая из мелких
построений, следы бытовых жанров, танцевального ритма, тонкий отпечаток порой индивидуального, личностного
начала и т. п.
Окегем — совсем другой художник, очень цельный, очень
сосредоточенный, очень последовательный. Он прежде всего полифонист, всецело
полифонист, для которого широкое и длительное движение мелодических линий в
многоголосном ансамбле и на , большом протяжении формы становится главным
принципом музыкального изложения и развития, закономерностью формообразования,
более того — свойством музыкального мышления. Все остальное в понимании
художественной формы, по существу, подчиняется этому. Естественно, что тем
самым отчасти ограничивается применение иных, уже найденных художественных
средств, уже открытых приемов музыкального письма. Однако в избранных рамках
Окегем обнаруживает такую силу дарования мелодиста в полифонии, такие масштабы
развертывания мелодики и многоголосии, что этим как бы перекрываются иные
качества его музыки. Заметим сразу, что характер мелодического развертывания у
него менее связан со словом, чем у Дюфаи, то есть не подчинен частностям
словесного текста, а стоит ближе к «чистой музыке»,
сообразующейся лишь с общим смыслом произносимого (что в особенности уместно в
мессе). Было бы наивно полагать, что подобная трактовка художественной формы
возникает, так сказать, имманентно и не зависит от определенных типов
образности. Вслушиваясь в музыку Окегема, никто не станет отрицать особые
качества ее выразительности, очень выдержанной образности, долгой, словно
поднимающейся волнами, поэтичной по духу; благородной — и при том лишенной
каких бы то ни было личностных акцентов, внеиндивидуальной, далекой от простых
жизненных истоков, от следов земных, присутствующих в искусстве того времени.
Все это естественно для композитора, который создает церковную музыку и было
бы, вероятно, гораздо менее интересно, если б он творил не в эпоху Возрождения.
Время не воспрепятствовало близости Окегема (как и других художников) к
готическому мировосприятию, но и не позволило ограничиться этой близостью.
Предыдущая Следующая