Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
На
материале месс Окегема лучше всего прослеживается его опора на многие
композиционные принципы и приемы, уже сложившиеся у Дюфаи, — и одновременно
иная на практике, в художественной системе, трактовка этих приемов, дальнейшее
156
их
развитие, соединение с новыми качествами музыкальной формы. Как у Дюфаи, Окегем
создает мессы на темы песен (в том числе на ту же мелодию «L'homme armé»),
не пренебрегая и своими собственными (месса «Ma maistresse»), обращаясь также к Беншуа (месса «De plus en plus») и другим авторам chansons. Есть у него мессы и без заимствованных тем («Quinti toni», «Sine nomine», «Cujusvis toni» и др.), которые по общему характеру звучания мало
отличаются от «тематических». В полифонической обработке заимствованной мелодии
Окегем не придерживается какого-либо одного технического принципа: он может и
строго вести cantus firmus, при самостоятельности
остальных голосов, может использовать лишь частично, может колорировать
заимствованную мелодию, может, наконец, включать ее в общую ткань
многоголосия. Все зависит от того, как идет полифоническое движение, как
складывается многоголосие именно в данном произведении, в той или иной его
части.
Сопоставим
вкратце отношение композитора к мелодии первоисточника в двух четырехголосных
мессах: «L'homme armé»
и «De plus
en plus». В первой из них cantus firmus проводится более строго, звучит в каждой из частей,
кроме трех разделов («Pleni sunt cueli», Benedictus и Agnus dei II),
причем, как и у Дюфаи, мелодия песни естественно членится на ряд построений.
Однако даже в этом случае Окегем более свободно обходится с ней. Она звучит в
разных регистрах (включая альтовый и басовый), с перерывами между построениями,
на квинту ниже (в Credo). И хотя остальные голоса
движутся независимо от нее в интонационном смысле, развертываясь широкими волнами,
порой с короткими имитациями, все же какой-то ритмический пульс она придает
целому. С поразительной смелостью использована мелодия первых построений «L'homme armé»
в центре Credo — в Crucifixus и Et resurrexit. При
неотяжеленной, прозрачной фактуре и подвижности среднего голоса, в низком
регистре звучит начало мелодии со словами «Crucifixus etiam...» и после паузы как бы отбиваются на «военных»
интонациях слова «pro nobis» (пример 59). Еще более удивительно,
что на тех же мелодических фразах в низком регистре исполняется дальше Et resurrexit. Композитор не дает в данном случае верхним голосам
заслонить cantus
firmus: здесь нельзя не услышать начало «L'homme armé»!
В остальном на протяжении мессы движение свободных голосов гораздо более
развернуто, плавно и протяженно, чем твердые шаги cantus firmus'a. И тем не менее
ритмическая «ось» популярной песни является одним из скрепляющих факторов
композиции и оказывает внутреннее влияние на характер динамики.
Предыдущая Следующая