Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
мессе «De
plus en plus» песня Беншуа совсем не
ощущается как таковая. Из нее Окегем избирает малоприметное начало среднего
голоса — тему, которая могла бы появиться где угодно, — и, исходя из нее,
движется дальше. В сущности песня, которая дала название этой мессе, становится
не более чем
157
интонационным
ядром, связывающим части мессы между собой (как то было и у Дюфаи независимо от
первоисточника), но появляющимся не с первых тактов, а с первыми вступлениями cantus firmus'a. (Между
прочим, единое интонационное ядро объединяет и части месс Окегема, не имеющих
заимствованной темы, например «Quinti toni» и «Sine nomine».) Разумеется, при таком отношении к первоисточнику
музыка развивается свободно — полимелодично по складу, отчасти через имитации,
которые со временем все больше пронизывают музыкальную ткань. Характер
развертывания мелодики у Окегема несколько отличается от т.ого, что мы
наблюдали в полифонии Дюфаи. Внутренняя вариационность продвижения мелодии как
бы из нее самой, путем нанизывания и прорастания близких попевок, опевания
звуков, кружения интонаций в узком диапазоне при медленном его преодолении до
известной степени остается в силе и у Окегема. Но к этому добавляется особо
характерная для него динамика мелодических волн, то есть мелодического движения
в широком диапазоне при относительно быстрых подъемах и спусках мелодической
линии, широкой ее амплитуде. Динамическая энергия соединяется здесь с
преобладанием интонационной плавности, чистейшей диатоники, старинного ладового
мышления и со свободой от жанрово-бытовых ритмических ассоциаций. Благодаря
этому мелодика Окегема-полифониста создает своеобразное впечатление парящего
движения в несколько отрешенной образной среде.
Окегем
проявляет постоянную заботу о связности, последовательности движения голосов в
полифоническом целом. Много шире, чем Дюфаи, он включает в свои произведения
имитации и каноны. Советский исследователь, на основании точных подсчетов,
доказывает, что у Окегема еще нет сплошной имитационности (какая характерна для
полифонистов XVI века), но выделяются группы
месс с меньшим количеством (12—16) имитаций (например, «Cujusvis toni») и с более широким (43—60) их включением (среди них
— «Quinti
toni», «Sine nomine»). Мессы «L'homme azmé», «De plus en plus»
и ряд других занимают промежуточное положение между этими группами и содержат
по 20 с лишним случаев имитаций 13. Если у Дюфаи обычны имитации в
приму и октаву, то Окегем избирает также интервалы кварты и квинты (реже —
иные). Имитационные фрагменты композитор стремится выделить в контексте
многоголосия некоторыми цезурами — паузами, каденционными оборотами. Далеко не
всегда он соблюдает строгость в имитациях, предпочитая ей естественность
движения голосов. Подавляющее количество имитаций еще ограничивается у Окегема
двухголосием, гораздо меньше трехголосных, единичны четырех- и пятиголосные.
Между тем среди его месс преобла-
Предыдущая Следующая